------ стр.5 ------

Зодчество древнего Пскова издавна привлекало к себе внимание как специалистов, так и всех любителей родной старины. Удивительная пластичность форм, живописность облика, какая-то особая соизмеримая с человеком масштабность и связь с природой выделяют древние постройки Пскова среди других памятников русской архитектуры.

Хотя в Пскове сохранилось значительное количество древних зданий, в изучении псковского зодчества еще многое неясно. Прежде всего, дошедшие до нас памятники Пскова отражают далеко не все периоды истории архитектуры города. Подавляющее большинство сохранившихся зданий относится к одному этапу развития зодчества, к XVI - XVII векам, а построек более раннего времени дошло до нас чрезвычайно мало. Так, два здания относятся к XII веку, одно - к началу XIV века. Промежуток времени примерно в полтораста лет, от второго десятилетия XIV века и вплоть до 60-х годов XV века, вообще не представлен ни одним полностью сохранившимся сооружением. Таким образом, важнейший период становления самостоятельной псковской архитектурной школы оказался "темным" в истории псковского зодчества.

Крайне усложняет изучение псковских памятников и единообразие применявшегося здесь с XIV века материала: отказавшись от каменно-кирпичной техники, мастера стали строить только из местной известняковой плиты. Это обстоятельство порой сильно затрудняет возможность выделить первоначальное ядро построенных после XIV столетия сооружений, отделить его от частей, возведенных позднее при ремонтах или переделках. И даже обилие письменных источников иной раз не может облегчить работу исследователя, поскольку текст летописи далеко не всегда дает возможность судить о том, идет ли речь о постройке церкви или ее перестройке, каменное здание возводят или деревянное.

В итоге, зодчество древнего Пскова оказалось изучено слабее, чем архитектура многих других русских земель, и путь его развития представляется нам менее ясным, чем, например, Новгород-

------ стр.6 ------

ского. Не будет преувеличением сказать, что раскрытие яркой и своеобразной картины эволюции псковской архитектуры еще ждет нас впереди. Тем не менее некоторые общие черты уже ясны.

В изучении древнего псковского зодчества очень велика роль Юрия Павловича Спегальского (1909 - 1969)1. Человек необычайно целеустремленный, он всю жизнь посвятил древнему Пскову и его памятникам. Трудно даже перечислить все то, что сделал Юрий Павлович в этой области. Он детально исследовал произведения псковской архитектуры, обмерял их, создавал проекты реконструкции, работал над восстановлением разрушенных зданий. Им написаны многочисленные статьи, посвященные отдельным постройкам, но в то же время он уделял много внимания и общим вопросам истории псковского, зодчества. От изучения конструкции и декоративного убранства печей в жилых домах до проблем градостроительства — так необычайно широк был диапазон его интересов.

Некоторые труды Ю. П. Спегальского вышли далеко за рамки собственно псковской тематики, а некоторые, будучи основаны на материале Пскова, тем не менее приобрели гораздо более широкое значение. Так, открытие и детальная аргументация существования над каменными этажами псковских домов XVII века жилых деревянных этажей стали не только бесспорным фактом истории псковской архитектуры, но повлекли за собой неожиданные открытия в изучении гражданского зодчества других старых русских городов. Рассматривая путь развития архитектуры древнего Пскова, Ю. П. Спегальский первым среди исследователей подошел к пониманию общих закономерностей этого процесса. Ю. П. Спегальский всегда уделял большое внимание и вопросам популяризации. Его перу принадлежат популярные книги, знакомящие читателей с памятниками древнего Пскова.

В книге „Псков", изданной в 1963 году (а в 1972 г. переизданной Лениздатом), Ю. П. Спегальский в популярной форме изложил не только то, что можно найти в научной литературе, но и результаты собственных исследований, собственные воззрения как на отдельные памятники псковской архитектуры, так и на целые этапы ее развития. Книга получилась яркой и интересной. С момента ее написания прошло 14 лет, и стало ясно, что она выдержала испытание временем. Поэтому издательство "Искусство" выпускает ее новое издание. Конечно, за прошедшие годы в изу-

------ стр.7 ------

чении псковского зодчества появилось много нового. Здесь в первую очередь необходимо сказать о трудах самого Ю. П. Спегальского, плодотворно работавшего вплоть до последних дней своей жизни. Следует отметить и раскопки памятников архитектуры в Довмонтовом городе, а также реставрационные работы последних лет. Все эти новые данные по возможности учтены в настоящем издании, хотя текст Ю. П. Спегальского остался неизмененным, если не считать нескольких очень незначительных сокращений. Все поправки, изменения и новые сведения, появившиеся после выхода первого издания, помещены в примечания. Читателю предлагается и расширенный список рекомендуемой литературы, который включает издания, появившиеся за последние годы.

Как же представляется нам в настоящее время развитие псковского зодчества? Картина, нарисованная Ю. П. Спегальским, в целом не изменилась, но в некоторых ее разделах довольно существенно дополнилась и уточнилась.

Как показали археологические раскопки, вся застройка Пскова вплоть до XII века была целиком деревянной. Первые монументальные каменно-кирпичные постройки появились в первой половине XII столетия. Псков был в это время городом, входившим в состав Новгородской земли. И естественно поэтому, что псковские здания возводились в традициях новгородской архитектурной школы. В качестве типичного памятника этой школы на территории Пскова Ю. П. Спегальский приводил сохранившийся до наших дней собор Ивановского монастыря. Теперь мы можем добавить к этому раскопанные в Довмонтовом городе остатки церкви Дмитрия Солунского, целиком повторявшей храмы Новгорода как по схеме плана, так и по строительной технике. Третья постройка, возведенная в Пскове в XII веке, — Спасский собор Мирожского монастыря, очень своеобразное здание, не имеющее близких аналогий в архитектуре Новгорода. Крестообразная объемная композиция этого здания, увенчанного очень массивным барабаном и главой, вообще не характерна для русской архитектуры. Очевидно, зодчий этого здания приехал из Византии. Письменные источники свидетельствуют о том, что здание строилось по распоряжению новгородского архиепископа Нифонта, имевшего с Византией тесные связи. Но техника кладки собора, несомненно, новгородская. Очевидно, под руководством византийского архитектора здание возводила новгородская, а может быть, даже местная строительная артель. Наконец, в XII веке

------ стр.8 ------

было построено еще одно, четвертое монументальное здание — патрональный храм Пскова — Троицкий собор. Сооружение это было значительно перестроено в середине XIV века, а затем снесено в конце XVII века, чтобы освободить место для существующего ныне здания. Сохранился очень детальный рисунок Троицкого собора, исполненный накануне сноса храма в конце XVII века. И хотя здание изображено уже после переделки XIV столетия и других довольно многочисленных перестроек и доделок, общая композиция его первоначального ядра, относящегося к концу XII века, читается достаточно ясно. Проведенное в последние годы изучение памятников зодчества древнего Смоленска дает основание утверждать, что псковский Троицкий собор строил смоленский зодчий.

Таким образом, из четырех монументальных зданий, возведенных в Пскове в XII столетии, два были целиком построены новгородскими мастерами, одно — византийским зодчим, работавшим по заказу новгородского архиепископа, и одно было сооружено смоленским зодчим. Это безусловно свидетельствует об отсутствии тогда в Пскове своей архитектурной школы.

В XIII веке строительство в Новгородской земле затормозилось в связи с тяжелыми обстоятельствами монгольского ига и крайне напряженной обстановкой на границах — агрессией шведских феодалов и немецких рыцарей. И хотя Псков, как и Новгород, не был разгромлен монголами, но экономические возможности города настолько уменьшились, что монументальное строительство резко сократилось. Основное внимание псковичей в XIII веке занимала постройка оборонительных сооружений. Возможно, что к этому же времени относятся остатки нескольких маленьких храмиков, а также небольшого гражданского сооружения, раскопанных в Довмонтовом городе.

Обстановка для возобновления строительства стала более благоприятной лишь в XIV столетии, когда начался подъем псковской экономики. В эту пору Псков уже политически отделился от Новгорода, превратившись в самостоятельное государство.

Возведенный в начале XIV века собор Снетогорского монастыря ничем не напоминает новгородские постройки этого же времени. Его композиция почти полностью повторяет композицию Мирожского собора. Этот храм, уже более полутора веков украшавший собой берег реки Великой напротив города, тогда уже стал, по-видимому, казаться памятником исконной псковской ста-

------ стр.9 ------

рины и в сознании псковичей начал олицетворять собственные, псковские традиции. В этом сознательном обращении к местным архитектурным традициям нельзя не видеть начало самостоятельного пути развития псковского зодчества. К 60-м годам XIV столетия относится перестройка главного храма Пскова — Троицкого собора. Рисунок, на основании которого мы можем судить об этом памятнике, дает основания утверждать, что здание имело сложный ступенчато-башнеобразный верх. Очень вероятно, что при перестройке в соборе были сделаны ступенчато повышающиеся арки, поддерживавшие барабан главы. Позднее именно такие арки стали одной из наиболее характерных особенностей архитектуры Пскова. В научной литературе 1920-х годов оживленно дебатировался вопрос, где впервые начали применять подобные арки — в Москве или в Пскове (поскольку в Новгороде такая конструкция совершенно не применялась. В настоящее время мы знаем, что такие арки были изобретены на Руси еще в домонгольское время и применены, например, в Пятницкой церкви в Чернигове. Следовательно, создание этой конструкции не связано ни с Москвой, ни с Псковом.

Дальнейший путь развития псковской архитектуры нам плохо известен, поскольку памятники этого времени дошли до нас сильно перестроенными или в виде руин, вскрываемых археологическими раскопками. Ю. П. Спегальский попытался графически реконструировать верхние части церквей Михаила архангела в Городце и Рождества в Довмонтовом городе. Однако обе эти церкви были еще недостаточно изучены, к тому же церковь, которую Ю. П. Спегальский считал церковью Рождества, не была еще освобождена от закрывавшего ее земляного бастиона. Естественно поэтому, что реконструкции этих памятников условны и не претендуют на абсолютную достоверность. Они дают лишь общее представление о том, каковы были архитектурные формы псковских храмов в тот период, когда слагалось самостоятельное псковское зодчество. В последние годы раскопками археологов в Довмонтовом городе вскрыто несколько храмов, относящихся к XIV — XV векам; очень вероятно, что изучение этих памятников позволит лучше понять, как шло развитие псковской архитектуры во второй половине XIV — первой половине XV столетия. Полностью сохранившийся памятник — церковь Успения в Мелетове — относится уже к 60-м годам XV века, то есть отделен от Троицкого собора целым столетием.

------ стр.10 ------

Мелетовская церковь произведение уже сложившейся псковской архитектурной школы. Это небольшой четырехстолпный храм; центральная абсида его полукруглая, а боковые — в плане прямоугольные. Конструкция арок ступенчато повышающаяся. Отличительной особенностью здания является его сложная система покрытия, в значительной степени напоминающая верх Троицкого собора. Очевидно, художественный облик главного храма Пскова оказывал большое влияние на разработку типа завершения псковских церквей XV века.

При этом можно отметить явную тенденцию к постепенному упрощению покрытия. В Мелетове оно уже значительно скромнее, чем в Троицком соборе, а в дальнейшем становится еще более простым, превращаясь к концу XV — началу XVI века в двускатные кровли по каждому фасаду.

Так сложился тип псковского храма, получивший к XVI столетию широчайшее распространение как в самом городе, так и на всей территории древней Псковской земли. Памятников этого времени, как говорилось, сохранилось довольно много. Ю. П. Спегальский приводит в этой книге в основном здания, расположенные в Пскове. Но большое количество церквей XVI века известно и вне города — в селах и погостах. Типичная псковская церковь XVI века — это небольшая четырехстолпная постройка с тремя полукруглыми абсидами, увенчанная одной главой. В большинстве случаев применяется повышенная конструкция арок, причем снаружи эта конструкция никак не выражена. Иногда в небольших храмах арки не подняты над сводами, а слиты с ними (церкви Георгия со Взвоза, Никольская в городе Острове, в селах Кобылье городище, Верхний Мост, Новая Уситва, Выбуты и др.). Параллельно с четырехстолпными храмами в Пскове возводят и малые бесстолпные храмики с одной абсидой. Конструкция их перекрытия не имеет аналогий в архитектуре других русских земель. Примерами таких построек могут служить церковь Николы от Каменной ограды в Пскове, церкви в селах Пустое Воскресение, Тайлово, а также погибшие во время Великой Отечественной войны церкви Никиты в Пскове и Успения в Гдове. Иногда такие малые бесстолпные храмики сдваивали, объединяя их в общую композицию (церкви Рождества и Покрова "в углу" в Пскове). Довольно часто бесстолпные храмики примыкают в виде самостоятельных часовен к более крупной четырехстолпной церкви (например, церковь в селе Доможирка). Раскопки в Довмонтовом городе показали, что

------ стр.11 ------

бесстолпные церкви начали строить в Пскове уже по крайней мере с XIV столетия.

Псковские храмы большей частью невелики; они обычно меньше новгородских. Это объясняется иными социальными условиями, иными требованиями заказчиков.

Замечательной особенностью псковских храмов конца XV — XVI века является живописность их композиции. Центральный объем храма всегда симметричный, но к нему, как правило, примыкают приделы, притворы, галереи. Над крыльцом, боковой стеной или же над отдельной хозяйственной пристройкой возвышается характерная только для псковской архитектуры звонница-стенка с пролетами для колоколов. Иногда сложность композиции таких храмов объясняется их постепенной обстройкой, но большей частью они сразу возводились как сложные, несимметричные постройки. При этом необходимо отметить удивительную рациональность псковских построек: каждое их помещение точно соответствует своему назначению, никаких "излишеств". Однако несимметричное решение построек не создает впечатления случайности, обусловленности этих зданий одними лишь требованиями заказа. Наоборот, псковские зодчие создавали поразительно законченные и обдуманные художественные композиции.

Особую прелесть псковским постройкам придает мягкая, как бы вылепленная от руки поверхность их стен, затертая известковым раствором. Эти белые, слегка розоватые фасады с несколькими полосками простенького орнамента создают удивительно своеобразный живописный эффект.

Псковские церкви к этому времени перестали внутри украшать фресковой росписью, и весь интерьер храма оставался беленым. На этом фоне очень эффектно выделялся иконостас, особенно если учесть поразительную звонкость и яркость цвета псковских икон.

Несомненно, псковская архитектура в XVI веке переживала пору блестящего расцвета. Количество созданных тогда построек чрезвычайно велико, что говорит о наличии многочисленных и опытных кадров строителей. Помимо церковных зданий возводили и гражданские сооружения; в это же время усилили, а частично и перестроили огромные по протяженности оборонительные стены Пскова. Псковские мастера-строители тогда уже славились по всей Руси; именно псковских зодчих пригласили в Москву в конце XV века, чтобы дать заключение, по каким при-

------ стр.12 ------

чинам обрушилось недостроенное здание Успенского собора. Известно, что в середине XVI века псковские строители работали в Свияжске и Казани. Зодчие из Пскова возвели в XVI столетии собор Череменецкого монастыря близ города Луги, хотя эта территория относилась не к псковской, а к новгородской епархии.

Псковская архитектура редкостно своеобразна. Даже неспециалисты могут легко отличить эти памятники от памятников зодчества других русских земель. Конечно, как в общей схеме построения, так и в архитектурных формах псковские храмы сохраняют некоторые черты, общие с новгородскими. Это понятно: ведь псковская архитектура начала свое развитие, основываясь на новгородских традициях. Да и культурные связи Пскова и Новгорода всегда оставались достаточно тесными. Скорее наоборот, даже удивительно, какой самостоятельный характер приобрело псковское зодчество, как резко оторвалось оно от новгородского.

Блестящий расцвет псковской архитектуры падает в основном на XVI век, то есть на время, когда Псков уже утратил политическую независимость и вошел в состав Московского государства. Зодчество всех остальных земель Руси в XVI столетии уже потеряло самобытный характер. Даже новгородская архитектура, которая вплоть до конца XV века развивалась совершенно иначе, чем московская, в XVI столетии быстро теряет свою самостоятельность, подчиняясь зодчеству Москвы. И только псковская архитектура в эту пору переживала яркий расцвет. Но ведь в XVI веке и в Новгороде и в Пскове продолжали работать местные строители, в чем же причина столь существенного различия в путях развития зодчества? Объяснение, по-видимому, следует искать в том, что с падением независимости Новгорода там в значительной мере сменился круг заказчиков, поскольку знатнейшие новгородские бояре были высланы из города, а вместо них в Новгород переселены московские купцы. Правда, в Пскове тоже имела место частичная смена заказчиков; в 1510 году из города были "выведены" триста семейств наиболее влиятельных псковичей, а на их место поселены богатые купцы из других русских городов. Но, вероятно, в Пскове это не сыграло такой решающей роли, как в Новгороде. Поэтому и в зодчестве здесь продолжалось развитие собственных традиций, собственной школы.

Конечно, московские архитектурные формы постепенно все же проникали в Псков. Примером этому может служить пятиглавие

------ стр.13 ------

храма в погосте Малы. Уже после выхода в свет книги "Псков" Ю. П. Спегальский пришел к выводу, что к XVI веку относится постройка церкви Василия на Горке, позакомарное покрытие которой, таким образом, также отражает московское влияние.

В XVII веке в связи с тяжелыми последствиями Ливонской войны и событиями "смуты" экономика Пскова заметно пострадала. Темпы и размах строительства резко снизились. Однако именно к XVII веку относятся остатки каменных жилых домов. Это было время обострения социальных противоречий. На фоне бедственного положения основной массы городского населения особенно резко проступало богатство "больших гостей" — богатых псковских купцов. Их дома, выделяясь среди рядовой застройки, определяли собой облик жилых кварталов Пскова той поры. Обычно первый и второй этажи таких каменных палат занимали хозяйственные и складские помещения, третий этаж отводился для парадных зал, а выше был расположен деревянный этаж с собственно жилыми помещениями. Иногда дома имели всего один или два каменных этажа, но всегда над ними возвышался еще один — деревянный. При тогдашней системе отопления и вентиляции жить в деревянных помещениях было действительно гораздо удобнее и гигиеничнее, чем в каменных. Снаружи такие дома обычно почти лишены декоративного убранства, только крыльцо оживляло суровые плоскости их стен. Очевидно, все элементы украшения здания сосредоточивались в его верхней деревянной части. Таковы, например, знаменитые Поганкины палаты, палаты Русиновых, Подзноевых и др. Лишь в так называемых Вторых палатах Меншикова окна имеют нарядное обрамление.

В XVII веке иногда еще строили церкви, выдержанные в духе старого псковского зодчества (например, Ильинская церковь на Запсковье), но в большинстве случаев в архитектуре церквей теперь преобладают уже московские формы. Примерами могут служить церковь Одигитрии на Печерском подворье, надвратная Стефановская церковь в Мирожском монастыре, шатровая колокольня церкви Михаила архангела. Наконец, в самом конце XVII столетия в Кроме на месте снесенного Троицкого собора было возведено новое здание собора — типичный московский памятник. Псковская архитектура целиком влилась в общее русло развития русского зодчества.

Такой в общих чертах представляется нам сейчас картина развития псковской архитектуры.

------ стр.14 ------

В последние годы в Пскове проводится большая работа по восстановлению древних памятников. На месте бесформенных руин вновь гордо высятся стены и башни Крома, завершена консервация, а в ряде случаев и реставрация многих церквей, подготавливается восстановление нескольких гражданских зданий. Памятники зодчества древнего Пскова занимают достойное место в облике современного социалистического города.

П. А. Раппопорт

 

  Содержание ОТ   АВТОРА

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz