------ стр.133 ------

ОКОЛЬНЫЙ  ГОРОД

В Окольном городе осмотрим прежде всего остатки построенного в 80-х годах XVII века   д в о р а   богатого псковского купца Никифора   Я м с к о г о   (ул. Володарского, 14). Дорога перед двором недавно расширена подсыпкой, в прежние же времена у обрыва оставался лишь неширокий проезд. За углом двора край обрыва поворачивал вправо, по направлению к бывшим Луцкой и Бродской улицам, от которых здесь к Пскове спускался взвоз. Главные жилые палаты двора возвышались на углу у Луцкой улицы (теперь — улица Красных партизан). Положение этого, очень красивого комплекса каменных зданий, выдвинутого из общей массы застройки этой части города к реке, сделало его одним из важнейших архитектурных акцентов северной стороны Окольного города.

Но к нашему времени от главных его палат осталось только основание. Гораздо менее богатые, вторые жилые палаты сохранили до сих пор почти нетронутый южный фасад каменной части здания, кладовую палату, занимавшую весь нижний этаж, и небольшую палатку, расположенную снаружи, у крыльца при старом входе в кладовую. Кладовая перекрыта сводом с глубокими распалубками, в ней осталась первоначальная дверь (она теперь заделана) и одно из двух первоначальных окон. Столб, подведенный под свод, — позднейший. Второй этаж, в котором были сени, а по сторонам сеней палаты для приемов гостей, изменен перепланировкой, переделкой окон и дверей и новой штукатуркой и лепкой. Самые верхние, собственно жилые, деревянные этажи давно уничтожены. От них, вероятно, остались лишь отпечатки нижних венцов в каменной кладке верха второго этажа. От крыльца сохранились только остатки нижней его части, закрытые новейшей пристройкой.

Местность, где расположен двор Ямского, называлась в старину   Б р о д а м и.   Это был один из живописнейших участ-

------ стр.134 ------

ков старого Пскова. В глубокой древности река Пскова здесь была очень широкой, но затем у высокого, пробитого рекой в скале левого берега она намыла ряд песчаных островов, превратившихся через некоторое время в плоское низкое место, названное псковичами Подгорьем, которое застроилось мельницами, банями, разного рода «варницами», трепальнями, кожевенными мастерскими и маленькими скромными двориками самых небогатых посадских людей. В XVII веке среди этих построек появились каменные здания промышленных мастерских и небольшие каменные подызбицы. Над низкой, дробно измельченной деревянной застройкой Подгорья, изрезанной узкими улочками и переулками, высился высокий скалистый обрывистый берег, по краю которого выстроились один за другим храмы и монастыри с каменными церквами. С 1465 года по этому берегу прошла деревянная крепостная ограда.

Северо-восточнее двора Ямского и теперь еще можно видеть   о с т а т к и   х р а м а   Б о г о я в л е н и я   с   Б р о д о в,   возвышавшегося над крепостной стеной у проходившего здесь взвоза. Этот храм построен в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1444 году, и был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили незасыпанным, но за XVIII век и он разрушился.

Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове27. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. К спуску на мост из Окольного города подходила Бродская улица от полевых Петровских ворот, Луцкая улица — прямо из Большого ряда Нового торга и улицы из Песков — района теперешних Лапиной горки и «Солодежни».

Перед тем как продолжить путь по берегам Псковы, зайдем на улицу Красных партизан и осмотрим   п а л а т ы   к у п ц а   Ф а д д е я   Г у р ь е в а   (дом № 10). Двор Гурьева был построен ранее двора Ямского, но тоже во второй половине

------ стр.135 ------

Палаты Гурьева
Палаты Гурьева

XVII века. Вторая каменная постройка двора, стоявшая по другую сторону, против палат, существовала еще в XVIII веке, но до нас не дошла. Как все древние псковские каменные жилые здания, палаты завершались деревянным этажом с возвышавшимися над ним «сенником» или «чердаком» и «вышками», и расположенным над крыльцом длинным висячим деревянным гульбищем. «Встроенное» крыльцо этого здания в общем и теперь сохраняет свое устройство и даже некоторые детали, хотя его прежние широкие открытые арочные проемы — входной и световые, освещающие лестничный всход и верхнюю площадку, — переделаны. Правая сторона дворового фасада сохранилась хуже. Здесь, во втором этаже, тянулось каменное гульбище с большими открытыми проемами, но оно превращено (уже очень давно) в обычную комнату. Существуют ли еще хотя бы следы или остатки его наружных проемов — неизвестно, наружная стена могла быть

------ стр.136-137 ------

Река Пскова у Гремячей горы
Река Пскова у Гремячей горы

------ стр.138 ------

сломана и сделана заново. Вход на гульбище, как и теперь, был с крыльца.

Переделка всех окон и дверей, закладка входов во внутристенные лестницы, новая штукатурка и окраска, новый потолок в правой палате очень сильно изменили внутренний вид второго этажа. Но, в сущности, сохранность его не так уже плоха. Сени и расположенная налево от них столовая палата перекрыты старыми сводами. Окна их расширены только в наружной части. Дверь на лестницу в стене, ведущую в погреб, из которого во время пира прямо в столовую вносили дорогие «фряжские» вина, заделана, но сам лестничный ход не особенно пострадал и его легко открыть. Из столовой палаты должна бы быть еще лестница в каменной стене, ведущая наверх, в жилые покои. Ее пока не удалось найти из-за новой штукатурки, покрывающей стены. Специальный проем в стене для топки печи, стоявшей в углу палаты, остался без переделок.

Оштукатуренный плоский деревянный потолок и переделанные окна придают палате, расположенной направо от сеней и служившей местом увеселения гостей, совершенно не древний вид. Но она сохраняет почти нетронутыми свои стены, а потолок ее первоначально тоже был деревянным, только, конечно, не оштукатуренным. Открытые брусчатые балки первоначального потолка и его тесаный накат придавали интерьеру палаты совсем иной характер. Часть окон этой палаты заделана (в частности, все окна, выходившие на гульбище), и, кто знает, может быть, их заложили еще не переделанными, в первоначальном виде. Эта палата, несомненно, тоже была связана с жилым деревянным этажом лестницей, но, видимо, деревянной, расположенной у широкого простенка в углу, за переборкой, забранной тесом в брусчатые стойки. Благодаря этой лестнице палата могла, когда не было гостей, превращаться в помещение для дневного пребывания женской половины семьи (наверху в этой части были спальные покои женской половины). Старинный проем для печи с дымоходом XVII века и здесь остался нетронутым. Очень может быть, что под полами этой, так же, как и столовой, палаты можно найти брошенные при ремонте обломки изразцов печей XVII века и по этим обломкам представить былую обработку печей. В заделанных проемах и в засыпке под полами мо-

------ стр.139 ------

гут найтись другие остатки первоначальной внутренней отделки здания.

Палаты Гурьева. Фасад со двора. Реконструкция
Палаты Гурьева. Фасад со двора. Реконструкция

В торцовой стене сеней, выходящей на задний фасад, первоначально было только одно окно. Правое окно переделано из двери, выходившей в тесный каменный «задец», уничтоженный, вероятно, в XIX веке.

Верхний, деревянный этаж этого здания существовал и использовался еще в XVIII веке и погиб от пожара. На каменном перекрытии столовой палаты до сих пор лежит слой пепла и углей, смешанный с остатками изразцовых печей XVII и середины XVIII века и старинными горелыми гвоздями. Среди изразцов XVII века там попадались ножки от печей в виде цилиндров с перехватом посередине в форме тыквы.

Эти палаты и весь двор принадлежали купцу, не относившемуся к числу наиболее богатых. Дворик был узкий, палаты невелики, в их нижнем этаже разместилось всего два скла-

------ стр.140 ------

дочных помещения (кстати, они довольно неплохо сохранились и их стоит осмотреть). Столовая палата тесновата, а примыкающая к ней дополнительная комнатка совсем мала. Тем не менее на этом дворе было все, что полагалось: и каменные склады, и поварни, и жилье для слуг, и подклети под палатами, и два гульбища — каменное и деревянное, и все прочее. Скромные размеры придавали двору особую уютность.

Вернемся к развалинам храма Богоявления в Бродах, а от них пройдем вверх по течению Псковы, к Лапиной горке. Этот путь можно проделать либо верхним высоким берегом, либо низом. Сверху, особенно если подниматься на остатки петровских земляных укреплений, открываются красивые виды на Запсковье, Пскову, Гремячую гору, Волчьи ямы и Хлебную горку. По дороге встретятся засыпанные землей монастырские храмы: Пятницы в Бродах, построенный в 1534 году, и Благовещения в Песках на Бугру, который впервые был построен в 1421 году, но разобран и выстроен заново в XVII веке. Между ними, почти напротив Некрасовской улицы, видны остатки засыпанных богатых каменных палат XVII века. За Гоголевской улицей у крепостной стены возвышается земляная петровская батарея, так называемая Лапина горка. Под ней скрыт засыпанный в 1701 году храм Никольского «из Песок» монастыря.

Если же мы от улицы Красных партизан спустимся вниз и пройдем по бывшему Подгорью, мы выйдем на   О с т р о в о к. Эта часть города, с Волчьими ямами и Гремячей горой на другом берегу, в недавнем прошлом была самым поэтичным из всех уголков Пскова, не утерявших еще черты старинного облика. До Великой Отечественной войны это тихое заброшенное место сохраняло еще узкие изгибающиеся улочки, дожившие до нашего времени от допетровских времен, тесные дворики с деревянными домами, окруженными густой зеленью деревьев, заборы со старыми тесовыми воротами, калитки с коваными железными узорными кольцами, а рядом с ними — поросли кустов и зеленые лужайки у берегов Псковы, затененных плакучими ивами. Были здесь старинные каменные здания и их остатки, то в виде таинственных сводов, неожиданно открывающихся в провалах земли, то в виде

------ стр.141 ------

Солодежня. Крыльцо
«Солодежня». Крыльцо

------ стр.142 ------

кусков изразцов и кирпичей XVII века, неведомо откуда появляющихся, то в виде торчащих в воде у берега необычайно толстых бревен, оставшихся от срубов мельниц и плотин, которых так много было здесь в старину. Все это придавало Островку неповторимое своеобразие.

Солодежня
«Солодежня».

Эту картину очень хорошо дополняли возвышающиеся за Исковой Гремячая гора с ее скалистым основанием, из трещин которого бьют тихие прозрачные родники, Волчьи ямы с неисследованными загадочными развалинами древних зданий и Гремячая башня, романтизм облика которой побуждал псковских обывателей XIX века сочинять о ней разные небылицы со «спящими царевнами» необычайной красоты, «несметными сокровищами» и «нечистой силой».

После Великой Отечественной войны это место теряет остатки строений и все более превращается в обычную зеленую площадку для прогулок, но благодаря живописным перспективам, открывающимся с него, оно заслуживает внимания. С Островка можно подняться короткой улочкой к Лапиной

------ стр.143 ------

горке и по Гоголевской улице — к «Солодежне» и дому Печенко.

Солодежня. Фасад со двора. Реконструкция
«Солодежня». Фасад со двора. Реконструкция

«С о л о д е ж н я»   получила это название в XIX веке, когда она использовалась как мастерская для производства солода. Первоначально же это были жилые палаты, характерные для раннего периода каменного строительства XVII века. Кто построил эти палаты и жил в них в допетровские времена — неизвестно. Верхний каменный этаж их, который весь состоял из одного огромного зала (повалуши), не дошел до нас — он, вероятно, в XVIII веке был разрушен. Понятно, что от деревянных хором уже никаких прямых следов не осталось, и представить их можно лишь пользуясь материалами, которые дает изучение других старинных зданий.

Уже во второй половине XVII века эти палаты подверглись перестройке, вызванной изменениями в обрядах приема гостей. Выходившую к нынешней Гоголевской улице клеть превратили в столовую палату. В ней поставили печь, окна сильно расширили и пробили новые. Над нижним рундуком

------ стр.144 ------

крыльца сделали небольшую дополнительную палатку. Деревянное гульбище, занимавшее до этого место только над верхним рундуком, завершило собой все крыльцо. Прежняя повалуша, освобожденная от столов, превратилась в помещение для увеселений.

Солодежня. Входная дверь
«Солодежня». Входная дверь

Конечно, и после этих переделок здание сохраняло свой общий характер, ставший для того времени уже архаическим. Столовая палата, переделанная из клети, огромнейшая потешная палата, в которой мог бы выступать целый ансамбль песни и пляски, широкое гульбище над крыльцом, куда нужно было проходить из палаты по длинному балкону, тянувшемуся через всю левую половину дворового фасада, — все это было громоздко, не совсем удобно и не особенно уютно для людей второй половины XVII века. Архаические черты сохранила и композиция двора. Палаты с огромными плоскостями их стен, ослепительно блиставших на солнце, решительно подавляли подсобные дворовые строения, которые оставались деревянными и тянулись по теневой стороне узкого двора.

------ стр.145 ------

Двор на Никольской улице (Солодежня) Реконструкция Ю. П. Спегальского
Двор на Никольской улице («Солодежня»), Реконструкция Ю. П. Спегальского

Осматривая здание, нужно обратить внимание на его первоначальные железные двери, сохранившиеся у входа в сени и у входа на лестницу в бывшую повалушу. В подклетях следует заметить устройство окон — оно характерно для ранних построек XVII века и повторяется в палатах Поганкиных и первых палатах Меншиковых, с которыми мы потом познакомимся. На крыльце — необычно устроенная ниша для иконы, вырубленная из целой плиты и вставленная в замок перемычки светового проема верхнего рундука. Крутой подъем лестницы крыльца характерен для XVII века. При осмотре здания снаружи нужно учитывать, что вокруг него лежит очень толстый слой позднейших напластований.

Против «Солодежни», на другой стороне Гоголевской улицы, сохранилась часть    к а м е н н о г о   о с н о в а н и я   и з б ы

------ стр.146 ------

Подызбица у дома Печенко. Фасад с улицы. Реконструкция
Подызбица у дома Печенко. Фасад с улицы. Реконструкция

в т о р о й   п о л о в и н ы   XVII   в е к а,   принадлежавшей посадскому человеку среднего достатка. Половина этой избы в несколько переделанном виде дошла до нашего времени. В 1944 году она была сожжена фашистами. От трех помещений подызбицы уцелело только одно, выходящее к улице. Над ним теперь построен деревянный домик деревенского типа с дешевенькой обшивочкой, мало напоминающей былую солидную избу, рубленную из огромных бревен. На участке от подызбицы до стоящих рядом каменных палат размещался дворик, позади которого были деревянные подсобные строения, а за ними — небольшой сад.

Стоящие рядом палаты — д о м   П е ч е н к о   (Печенко — последний владелец их, первоначальные хозяева неизвестны) — состоят из двух частей, построенных в разное время в пределах второй половины XVII века. Более старая часть, некогда бывшая жилым зданием хозяев двора, с одноэтажным каменным низом — единственная в своем роде постройка с инте-

------ стр.147 ------

ресными интерьерами — находится в полуразвалинах, засыпана мусором и почти недоступна для осмотра. Она недолго служила своему первоначальному назначению. Через некоторое время более крупное жилое здание с двумя каменными этажами и более обширным деревянным жильем наверху примкнуло к старому под прямым углом. Каменный низ старого здания приспособили под склады, а верх, вероятно, был превращен в жилище для слуг. Хозяева двора поселились в новой, трехэтажной части. Судя по найденным на своде сеней второго этажа печным изразцам екатерининского времени, в конце XVIII века деревянные горницы этой части здания были обитаемыми. В XIX веке еще сохранялось его крыльцо — оно показано на плане Пскова 1821 года.

Дом Печенко. Фасад со двора. Реконструкция
Дом Печенко. Фасад со двора. Реконструкция

До нашего времени дом Печенко сохранил следы и остатки деревянного верха, крыльца, первоначальных оконных и дверных проемов. Это дало возможность сравнительно хорошо изучить здание и представить первоначальный его вид.

------ стр.148 ------

Однако «реставрация» его, проведенная в 1949—1951 годах, представляла собой совершенно произвольную перестройку, обезобразившую этот памятник.

Дворик этих палат был очень небольшим. Он не распространялся за торец старой части дома. Этот торец выходил на улицу, которая пересекала нынешнюю Гоголевскую и шла мимо двора «Солодежни» к Бродам. Правая сторона двора была застроена низкими деревянными подсобными строениями. На левой, освещенной солнцем стороне входившего во двор встречало лаконичное и скромно украшенное, но очень приветливое крыльцо палат.

До последней переделки палаты этого здания не были разделены переборками, и можно было ясно представить себе их прежний вид. Художественные особенности интерьеров здания настолько характерны для гражданского зодчества Пскова, что стоит на них остановиться. При сравнительно простой отделке, зодчие, однако, умели достигнуть большой выразительности интерьера, используя почти неуловимые эффекты освещения, находя интересные сочетания по-разному освещенных и решенных помещений.

Очень простые невысокие сени, перекрытые гладким цилиндрическим сводом, оживлялись контрастом светлых стен и свода с темными пятнами деревянных стенных шкафов и дверей. Налево от себя вошедший в сени замечал освещенную двумя окошками нишу с вставленным в нее киотом с иконами — единственное яркое украшение сеней. На своде и на стенах сеней лежали нежные пятна света, окрашенного в слабые оттенки зеленого, розового и желтого цветов. Они попадали сюда из заднего окошка сеней, выходившего на теневую сторону, и представляли собой очень расплывчатые отражения освещенных солнцем соседних построек и зелени соседнего сада. По закону контраста они вызывали пятна дополнительных им цветов. С изменением положения солнца эти отражения постепенно меняли окраску и перемещались, а трепетание деревьев при ветре вызывало в них еле заметное движение.

Налево был вход в почти квадратную столовую палату. В отличие от сеней, в которые не попадали прямые лучи солнца, столовая палата была в погожие дни вся пронизана солнечным светом. Три из ее пяти широких окон, разделенных не-

------ стр.149 ------

Дом Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского
Дом Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского

большими простенками, были обращены на юг. Светлые отражения от стола (особенно когда он был накрыт и убран блестящей посудой), лавок и пола играли на широких поверхностях гладкой внутренней стены и деревянного потолка и на изразцовой печи. Обширная круглая в плане печь стояла в углу, у входной двери. Фон ее декора почти сливался с цветом стен — он был белым, с легкими сиреневатыми, розоватыми и желтоватыми оттенками. На печи красовался рельефный орнамент, не совсем обычный по рисунку и особенно по подбору полив — светлой травянисто-зеленой и темно-синей, глубокого тона.

Так же очень прост был интерьер потешной палаты, располагавшейся направо от сеней. Более обширная, чем столовая,

------ стр.150 ------

она была гораздо слабее освещена. Прямой свет, попадавший из двух окон, выходивших к югу, смешивался с отраженным светом, проникавшим из окна, обращенного на задний фасад. Один из углов был занят деревянным «чуланом», внутри которого проходила лестница наверх, в жилые горницы женской половины, в другом углу был каменный выступ — от пола до такого же низкого, как в столовой, деревянного потолка. У внутренней стены стояла нарядная прямоугольная печь. Найденные обломки изразцов этой печи показывают, что она была ярко расцвечена бирюзовой, желтой, синей, коричневой и белой эмалями. На общем ее бирюзовом фоне проходили два горизонтальных пояса, в которых орнамент рисовался на белом фоне. Один из них шел по нижней части печи, второй перехватывал ее верхнюю половину.

Разница в решении интерьеров этих двух палат наглядно свидетельствует об очень тонком художественном расчете зодчих. Богатое убранство праздничного стола в палате для пиров чрезвычайно выигрывало от яркого освещения и, представая во всем своем блеске, выступало на первое место, оттесняя все остальное. Печь столовой палаты, при всей ее изысканной красоте, не слишком отрывалась от общего фона и не мешала восприятию главного. В потешной же палате основное внимание уделялось людям, наполнявшим ее, и их одеждам.

Тут было желательно освещение рассеянным мягким светом, не дающим резких теней. Печь в этой палате входила в ее праздничную картину на равных правах с людьми, одетыми в яркое изукрашенное платье, и могла соперничать с ними цветистостью своего убора.

Вход в четвертое помещение этого этажа был в конце сеней. Он открывался в небольшую, слабо освещенную, немного сумрачную палату, в которой хозяин при приемах гостей мог уединяться с некоторыми из них от прочего общества, веселившегося в потешной палате. Здесь тоже был «чулан» с лестницей в мужскую половину покоевого этажа. Надо полагать, что в обыденное время, когда не принимали гостей, эта палата служила для дневных занятий хозяина дома, являлась чем-то вроде его рабочего и делового кабинета, в то время как для женской половины эту роль играла потешная палата.

------ стр.151 ------

Дом Печенко. План 2-го этажа
Дом Печенко. План 2-го этажа

1 — Сени; 2 — Столовая палата; 3 — Потешная палата; 4 — Комната хозяина дома.

Сохранившиеся следы деревянного этажа позволяют установить, что наверху с каждой стороны сеней было по две горницы. К сеням примыкала еще светлица, располагавшаяся над верхним рундуком крыльца. Над сенями был, конечно, сенник. С балкона, опоясывавшего светлицу, открывался вид на расположенную к югу от палат часть города. Одна из горниц женской половины была соединена непосредственно с двором каменной лестницей, проходившей в стенах палат. Благодаря этому, хозяйка дома, которая вставала раньше всех, будила слуг и пускала в ход сложную машину хозяйства богатого купеческого дома, могла пройти во двор, не беспокоя спавших еще остальных членов семьи.

Помещения нижнего, складского, этажа, в прошлом не лишенные своеобразной красоты, не избежали переделок, давно уже потеряли свежесть обмазки и побелки, потеряли железные кованые двери, витые решетки и железные ставни окон. Былые пропорции их нарушены подъемом уровня земляных полов.

Путь от дома Печенко в юго-западную половину Окольного города — Полонище, как ее всегда называли псковичи, идет мимо церквей Николы и Покрова от Торга. До перепланировки Пскова, выполненной в конце XVIII века, улица от «Солодежни» и Дома Печенко шла прямо к этим церквам, почти

------ стр.152 ------

Изразцовая печь XVII в. из потешной палаты дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского
Изразцовая печь XVII в. из потешной палаты дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского

------ стр.153 ------

Изразцовая печь XVII в. из повалуши в старой части дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского
Изразцовая печь XVII в. из повалуши в старой части дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского

------ стр.154 ------

не изгибаясь, но теперь нам придется пройти к ним сперва по Михайловской, потом по Некрасовской улицам.

Церковь Николы от Торга
Церковь Николы от Торга

Ц е р ко в ь   Н и к о л ы   о т   Торга  построена в 1676 году. Об истории ее перестроек можно судить по виду самого здания. Первоначальное покрытие изменено, скорее всего оно было восьмискатным. К входу в притвор с запада пристроена в конце XVIII — начале XIX века паперть. Над старой двухпролетной звонницей, тоже, по всей вероятности, в конце XVIII или же в первой половине XIX века, надстроен верхний ярус, состоящий из одного пролета. О его позднем происхождении говорит неточное воспроизведение форм старинных псковских звонниц и неприятная, заглаженная теркой поверхность штукатурки этого яруса звонницы, резко отличающаяся от поверхностей старой ее части. Бросаются в глаза сильно расширенные в позднейшие времена проемы окон храма. Главы его еще во второй половине XIX века сохра-

------ стр.155 ------

няли кровлю из зеленой поливнои черепицы, хорошо вязавшейся с зелеными же валиками и поясом поливных керамических кокошников, украшающих верх барабана средней главы.

Церковь Покрова от Торга
Церковь Покрова от Торга

В старину храм был богато украшен внутри. Его железные входные двери, хранившиеся до Великой Отечественной войны в Псковском музее, были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трех христиан-мучеников: Анания, Азария и Мисаила. Крупный масштаб и грубоватость форм в интерьерах — черта, свойственная некоторым псковским церковным постройкам последней трети XVII века.

Наружному облику храма строители уделили большое внимание, рассчитывая на восприятие этого высокого здания и с близкого, и с далекого расстояния. Энергично скомпонованные, лаконичные, массивные объемы храма очень эффектно дополнялись главами с их блестящими луковицами и звонницей и были украшены яркими пятнами фресковых росписей,

------ стр.156 ------

помещавшихся в больших нишах на стенах четверика и притвора.

Ц е р к о в ь   П о к р о в а   о т   Т о р г а   впервые была построена в 1522 году из дерева. В 1590 году она сгорела, но была восстановлена, вероятно, на этот раз из камня. Как можно судить по перекрывающему ее сомкнутому своду, она подверглась капитальной перестройке во второй половине XVII века. Неоднократно перестраивалась она и позднее. Из-за этих переделок и покрывающих ее стены толстых слоев новой штукатурки невозможно без специального исследования что-либо сказать о ее первоначальной архитектуре и о том виде, какой она приняла в XVII веке. От церкви Покрова от Торга пройдем к церкви Анастасии в Кузнецах. Идя к ней, мы пересечем место, на котором с 1510 года по конец XVIII века размещался Новый Торг.

Церковь Анастасии в Кузнецах
Церковь Анастасии в Кузнецах

Ц е р к о в ь   А н а с т а с и и   стояла немного поодаль от Торга, доходившего только до Трупеховки (теперь — Октябрьского проспекта). Храм с его буем располагался на площади у пересечения Новой улицы с Анастасиевской. Новая улица

------ стр.157 ------

в XVI—XVII веках шла отсюда к Нововознесенской церкви и дальше — к церкви Похвалы на Романихе, стоявшей напротив Поганкиных палат. Анастасиевская улица шла поперек Новой, от Кузнецкой улицы, проходившей вдоль рва Среднего города к Окольной стене.

Нововознесенская церковь
Нововознесенская церковь

Впервые церковь Анастасии поставили здесь деревянную — «однодневку», то есть построенную в один день, в 1488 году. Видимо, через некоторое время ее перестроили из камня, так как в 1539 году во время пожара «в Настасеи каменыя церкви верх падеся». Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Оно перестраивалось в XVII веке, когда были переделаны первоначальные приделы, и позднее. В 1819 году была уничтожена его звонница и крыльцо и построены существующая теперь паперть с лестничными всходами и колокольня. О первоначальной композиции храма ясно говорит план сравнительно хорошо сохранившегося подцерковья. Храм был совершенно симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. С южной и северной сторон к галереям недалеко от приде-

------ стр.158 ------

лов примыкали еще небольшие объемчики входов в погреба, помещавшиеся под галереями и приделами. Ход в среднее подцерковье был из-под крыльца.

Окна храма расширены, внутри главное помещение его испорчено сделанной в XIX веке обработкой в духе классицизма (над столбами налеплены подобия дорических капителей с плинтами). Галереи во втором этаже перестроены в XVII веке, причем правый придел был совсем уничтожен, левый же переделан в верхней части (его сомкнутый свод, как и заслуживающая внимания главка с крестом относятся к этому времени). Глава храма — поздней формы (хотя узорный крест ее XVII века). Орнаментация барабана срублена и заштукатурена. У входа в четверик храма обрублен наличник. Несмотря на все эти переделки, можно заметить прекрасные пропорции здания и совершенство его былого интерьера. В XVI веке это была одна из красивейших церквей Пскова.

Отсюда по Некрасовской улице или через двор Областной библиотеки можно пройти к   Н о в о в о з н е с е н с к о й   ц е р к в и. Нововознесенский монастырь стоял на «Новом Кресте», где пересекались Романиха и Новая улица с улицей, шедшей от рва Среднего города к стене Окольного города. Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 году, однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор. В основе примыкающей к четверику с севера низкой части здания сохраняются остатки северной галереи и северного придела XVI века. Южный придел, сломанный в 1830 году тоже сохранял до этого части стен придела и галереи XVI века. Первоначальная композиция этого очень небольшого монастырского храмика не отличалась от композиции богатых кончанских храмов, например Богоявления с Запсковья.

К группе, состоявшей из основного объема с двумя симметрично расположенными приделами, притворами и галереями, с левой стороны от западного входа примыкала приставленная к углу галереи звонница. Звонница замечательна прекрасными пропорциями и тонко найденным силуэтом. Секрет ее красоты заключен в значительной мере в очень удачно найденном утонении кверху ее стен и столпов, при-

------ стр.159 ------

давшем ей особенную стройность и подчеркнувшем ее высоту. Эти качества звонницы говорят о былом художественном совершенстве всего здания. При таком великолепном исполнении столь сложной композиции этот храмик, вероятно, производил впечатление своего рода изысканной архитектурной миниатюры. Но в XVII веке его коренным образом изменили. Столпы и своды четверика сломали, стены перестроили, новую главу, с нешироким барабаном и с почти шарообразной луковицей, поставили на сомкнутый свод. Восьмискатное покрытие храма заменили четырехскатным, боковые части здания до предела упростили, а к западному притвору пристроили паперть с широкой входной аркой.

В храме до сих пор сохранилась кованая железная дверь входа в притвор. Она, по всей вероятности, относится к XVI веку. Внутри четверика — деревянные стенные шкафики второй половины XVII века. Звонницу и главу завершают кресты того же времени.

Знаменитые   П о г а н к и н ы   п а л а т ы   входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Примерно до 50-х годов XVII века этот двор занимал половину нынешнего квартала, заключенного между улицами Гоголевской и Некрасовской и переулками Музейным и Комсомольским. Во второй половине XVII века он занял весь этот квартал. На нем, несомненно, кроме палат, было еще много подсобных деревянных, а может быть и не только деревянных, строений.

Прямо против западной, высокой части, на другой стороне Большой (теперь Некрасовской) улицы (ширина которой в старину в этом месте была всего около шести метров) стояла приходская церковь Похвалы богородицы на Романихе с большой четырехпролетной отдельно стоящей звонницей (церковь эту впервые построили из камня в 1466 году, но заново перестроили в XVI веке).

На улицах, окружавших двор Поганкиных, располагались сперва лишь небольшие деревянные дворы и строения небогатых посадских людей. Потом в окрестных кварталах начали вырастать каменные палаты богатых купцов, охотно оседавших на этом бойком месте. Часть этих палат сохраняется и поныне (разумеется, отнюдь не в первоначальном виде). Здесь сходились Большая улица, представлявшая собой продолжение Большого ряда Нового торга, и Великая улица, являвшаяся во

------ стр.160 ------

все времена одной из основных артерий города. Место их пересечения называлось Красным крестом, то есть красивым перекрестком. Вид его вполне оправдывал такое название, по крайней мере в XVII веке. Сочетания деревянных построек с блиставшими на солнце высокими каменными храмами и палатами, над которыми возвышались хоромы, вышки, сенники, гульбища, здесь были особенно разнообразны и исполнены живописных контрастов.

Поганкины палаты. Вид со двора. Реконструкция
Поганкины палаты. Вид со двора. Реконструкция

Палаты Поганкиных построены в 20-х или 30-х годах XVII века. Они почти полностью сохранили свою каменную часть, из состава которой уничтожены (в XVIII веке) только два крыльца и верхи каменных лестниц, выходивших в сени деревянных хором, завершавших сверху палаты. Деревянные жилые этажи над Поганкиными палатами были сломаны в 1748 году.

В палатах слиты в единое здание, одновременно возведенное, жилье хозяина палат (часть с тремя каменными этажами),

------ стр.161 ------

жилье какого-то другого члена рода Поганкиных (вероятно, старшего сына хозяина палат), имевшего отдельную семью (часть с двумя каменными этажами), и две поварни (в одноэтажной каменной части).

Над поварнями, по всей вероятности, располагались деревянные жилые хоромы для слуг.

Жилье главы семейства было решено с необычным богатством. Сени, в которые входили со двора по крыльцу, сделанному «на отлете», занимали не одно, как большей частью было принято тогда в Пскове, и не два, как было иногда, а три смежных помещения. Среднее, самое большое из них, служило парадными сенями, в левых сенях были сосредоточены непарадные принадлежности обычных сеней — отхожие места и чуланы, правые, как можно предполагать, были местом домашней молитвы. Чуждым для купечества тогдашнего Пскова было введенное в этих палатах деление для приема гостей на две половины: мужскую и женскую. До последней четверти XVII века даже у самых богатых из псковских купцов жены и вся женская часть семьи участвовали в приемах гостей, в домашних празднествах и пирах наравне с мужчинами так же, как в среде простых посадских людей. Гостей тоже не разделяли, принимая всех вместе — и мужчин, и женщин. Но Поганкин, числившийся официально «огородником», а на деле являвшийся уже в первой трети века самым богатым человеком в Пскове, решил в своем доме соблюдать обычаи, свойственные богатейшему московскому купечеству, которое «боярствовало» и «величалось», перенимая обычаи высшей знати. Эти обычаи требовали, между прочим, чтобы жена без особого разрешения мужа не смела показываться посторонним мужчинам и принимала гостей только женского пола в своих, предназначенных для этого помещения.

Но все же уклад жизни даже такого богатого купца, каким был Поганкин, не мог не отличаться от уклада жизни представителей феодальной знати. И мы можем догадаться об этом по устройству Поганкиных палат. Разделение гостей на мужскую и женскую части здесь не доходило до их полной изоляции. На женскую половину не было сделано отдельного хода, все гости поднимались наверх из сеней по одной лестнице, причем женщины проходили потом на свою половину через палату для мужчин.

------ стр.162 ------

Поганкины палаты. План второго этажа
Поганкины палаты. План второго этажа

1 — Сени; 2 — Клети; 3 — Производственные помещения; 5 — Помещения для приема гостей.

Каждая из половин состояла из столовой палаты и палаты для увеселений. Разделялись половины сенями, из которых был ход по каменной лестнице наверх, в жилые деревянные этажи (нижняя часть этой лестницы существует и теперь). Первый этаж каменных палат под жилищем главы Поганкиных занят подклетями, служившими для хранения товаров и запасов. Во втором этаже по правую сторону сеней была клеть, а по левую — две палаты, которые служили для какого-то производства, где работали наемные или кабальные люди. Об этом свидетельствует особое устройство этих палат. Лестницей, проходящей в стене, они соединяются с подклетями, где, видимо, хранилось сырье для производства, а может быть, и складывалась готовая продукция.

В те времена, когда строились Поганкины палаты, то есть в первой половине XVII века, такие предприятия были на Руси

------ стр.163 ------

Поганкины палаты. План третьего этажа
Поганкины палаты. План третьего этажа

1 - Сени; 2 и 3 – Помещение для приема гостей женской половины; 4 и 5 – Приемные помещения мужской половины.

очень редким явлением. Рабочие руки были чрезвычайно дешевы, и предприятие, без сомнения, давало хозяину огромную прибыль. То, что Поганкин поместил эту, довольно обширную для тех времен, мастерскую на месте, обычно занимаемом клетями, где хранилось наиболее ценное имущество, показывает, как он дорожил предприятием и как ревниво скрывал его от чужих глаз. Видимо, не случайно до нашего времени ходили по Пскову фантастические рассказы о таинственных источниках обогащения Поганкина. Для входа в эту мастерскую были устроены особые сени, но без крыльца,— лестница размещалась в самих сенях.

Вторая часть Поганкиных палат — жилище его близкого родственника — имела только два каменных этажа, перекрытых сводами. Низ здесь был занят клетями, второй этаж — сенями, клетью и двумя палатами, в которых принимали гостей.

------ стр.164 ------

Поганкины палаты. Окно
Поганкины палаты. Окно

Видимо, и здесь приемные помещения состояли из отдельной столовой палаты и отдельной палаты для развлечений. Но деления на мужскую и женскую половины здесь уже не было. Крыльцо, по которому поднимались в сени второго этажа, не дошло до нашего времени, а входная дверь сеней с начала XX века превращена в окно. Из сеней проходила внутренняя лестница в деревянные этажи, служившие собственно жилищем. Жилые помещения обеих семей были разобщены, но по второму этажу палаты соединялись проходом. Из двухэтажной части тоже можно было пройти в мастерскую.

В теперешнем виде палаты Поганкиных — суровое, почти мрачное здание. Но они выглядели совсем иначе, когда были целы их крыльца, деревянные жилые этажи, сенники, светлицы, вышки, гульбища. В первоначальной архитектуре этого здания одинаково ярко были отражены две стороны жизни его хозяев. Неоштукатуренные, полутемные подклети с их толстыми стенами и сводами, сложенными из крепчайшей «дикой» плиты, с двойными железными дверями и ставнями на

------ стр.165 ------

зарешеченных окнах, клети и производственные помещения, не менее надежно защищенные от пожаров и воров,— говорят о жестокой борьбе богача за сохранность и дальнейшее умножение своего богатства, о враждебных отношениях его с окружающими, об опасностях, грозивших его имуществу. Но были здесь еще и светлые, украшенные ярко расписанными изразцовыми печами, обширные палаты для гостей, были гостеприимно раскрывавшие свои лестницы крыльца, просторные покоевые горницы, широкие гульбища, с которых можно было обозреть чуть ли не полгорода.

Поганкины палаты. Окно со ставней XVII века
Поганкины палаты. Окно со ставней XVII века

Бывшие приемные помещения существуют и теперь в верхних этажах здания, и это можно заметить по частым окнам третьего этажа. Но их внутренний вид очень изменился. Потолки подняты выше уровня старых, устроены совсем по-иному, оштукатурены, нет ярко украшенных изразцовых печей и узорных окончин, нет околостенных лавок и столов и других деревянных частей, входивших в постоянное оборудование палат или, как псковичи в старину говорили, в их «пазовый

------ стр.166 ------

запас». Новая штукатурка и окраска стен портят вид палат. Найденные в 1902—1903 годах, при приспособлении палат под музей, обломки разнообразных печных изразцов и красивые кованые дверные петли показывают, что убору интерьеров было отведено много внимания. Хорошо продуманной была общая композиция здания. Насколько теперь можно судить, она была выразительной и динамичной. Простота и лаконизм тех частей здания, которые дошли до нашего времени, как нельзя лучше сочетались с расчлененностью, сложностью, а может быть, даже изукрашенностью верхних деревянных этажей и крылец, и, таким образом, в чисто эстетическом отношении они были вполне оправданы и необходимы.

В окрестностях Поганкиных палат сохранились остатки ряда дворов и палат XVII века. Поблизости, на Некрасовской улице (дом № 3), на дворе, принадлежавшем в XVIII веке купцам Подзноевым, особенно интересны  о с т а т к и   п а л а т   н а ч а л а   XVII  в е к а,   в компоновке и деталях которых есть общие черты с псковской гражданской архитектурой XVI века. Здесь можно увидеть такие, характерные для XVI века строительные приемы, как своды на столбах, цилиндрические своды с подпружными арками, стенные шкафы с дверцами, укрепленными в деревянных брусовых закладных колодах. Но все же это здание моложе «Солодежни» и Поганкиных палат. Компоновка его была не совсем обычной: подклети сделаны лишь под сенями и левой палатой, а на правой половине расположена клеть, опущенная ниже других помещений второго этажа и сделанная очень высокой. Деревянным перекрытием эта клеть делилась внутри на два яруса. В третьем этаже посередине были сени, а по сторонам их столовая палата и палата для развлечений. Теперь вход в одну из подклетей засыпан, но другая, перекрытая сводом, опирающимся на толстый круглый столп, открыта и может быть осмотрена.

Второе здание двора — тоже жилые палаты, но уже второй половины XVII века. К этому же времени относится и пристройка, сделанная в глубине двора к старому зданию.

В Комсомольском переулке (бывшей Сокольей улице, которая в старину продолжалась до Великой улицы), поблизости от места, где стояла Соколья башня, находятся небольшие двухэтажные   п а л а т ы,   относящиеся ко второй половине XVII века. Старинные владельцы их неизвестны. Палаты го-

------ стр.167 ------

рели в 1944 году, после чего открылись следы их первоначальной архитектуры. Однако они не были реставрированы, а снова подверглись переделке. Внутри второго этажа все изменено перепланировкой, окна небольшой палатки вверху крыльца, которые сохранялись до того в полной неприкосновенности, увеличены, на заднем фасаде пробиты новые окна. Новым окнам придана форма старинных. Нижний складской этаж сохранился довольно хорошо.

Во втором этаже этих палат были посередине сени, перекрытые цилиндрическим сводом. Из сеней лестница в задней стене проходила вниз в подклети. По сторонам сеней были палаты — столовая и потешная, обе под деревянными потолками.

Площадка заднего крыльца первых палат Меншиковых
Площадка заднего крыльца первых палат Меншиковых

Очень интересны остатки построек дворов, принадлежавших купцам Меншиковым.   Н а и б о л е е   с т а р ы е   п а л а т ы   М е н ш и к о в ы х,   относящиеся к первой половине XVII века (Советская улица, дом № 50), сохранили часть фасадной стены почти на всю ее прежнюю высоту. Глядя на эту стену,

------ стр.168 ------

представляя каменную часть дополненной сверху еще деревянными этажами, а снизу освобожденной от наслоений, которых здесь наросло очень много, можно живо почувствовать былой масштаб богатого жилого здания начала XVII века.

Первые палаты Меншиковых. Фасад со двора. Реконструкция
Первые палаты Меншиковых. Фасад со двора. Реконструкция

У этих палат дворы были с двух сторон, и потому входы в подклети и крыльца устроены с обоих фасадов. На парадном переднем дворе к крыльцу примыкало каменное гульбище. Второй этаж был занят клетями, а третий — столовой палатой, палатой для развлечений и сенями, из которых был выход на гульбище, обращенное на южную сторону. Четвертый и пятый этажи состояли из деревянных горниц с сенями, сенниками и вышками над ними. Огромные контрфорсы, искажающие теперь парадный фасад здания, построены в 1962 году.

На заднем дворе палат сохраняется остаток верхнего рундука крыльца. Он настолько «ушел в землю», что давно уже

------ стр.169 ------

отпала надобность в лестничном всходе, и этот всход еще в XIX веке был уничтожен. Проемы рундука увеличены книзу, но сохранили перемычки и старинные круглые столбы с перехватами. Крыльцо сверху завершалось деревянным гульбищем.

Напротив, на другой стороне двора — жилые палаты второй половины XVII века, тоже сохранившие остатки двух первоначальных крылец (одно — в торце очень сильно переделано).

Вторые палаты Меншиковых. Фасад со двора. Реконструкция
Вторые палаты Меншиковых. Фасад со двора. Реконструкция

В т о р ы е   п а л а т ы   М е н ш и к о в ы х   были такой же высоты, что и первые, но от них до нас дошли лишь два нижних этажа, причем в сильно искаженном виде. Начатая в 1939—1940 годах реставрация оставшихся этажей не была закончена, в частности, не было восстановлено крыльцо, вид которого удалось установить по найденным в 1939—1940 годах следам и обломкам. Низ палат занят подклетями, во втором этаже посередине большие сени, из которых дверные проемы ведут направо — в столовую палату, налево — в домашнюю полови-

------ стр.170 ------

Вторые палаты Меншиковых. Окно столовой палаты.
Вторые палаты Меншиковых. Окно столовой палаты.

------ стр.171 ------

Вторые палаты Меншиковых. Окно лестничного хода.
Вторые палаты Меншиковых. Окно лестничного хода.

------ стр.172 ------

ну, внутристенные лестницы — вниз, в подклети, и наверх, в палаты для развлечений. В столовой палате, перекрытой сомкнутым сводом, еще недавно сохранялся пол XVII века с гнездами от ножек стола и лавок. Эти врубки показывали, что почти всю палату занимал обширный стол, расположенный в виде буквы «П» («покоем»). Вокруг, у стен, шли лавки, прерывавшиеся лишь против дверей, печи и киота, который стоял на полу. Из столовой палаты шла особая внутристенная лестница, выходившая в погреб и во двор. По этой лестнице вносили кушанья из поварни, находившейся во дворе, и вина из погреба. Палат для развлечений было две — над столовой и над сенями. Из них был выход на деревянное гульбище над крыльцом.

Особенностью этих палат является наружная орнаментация. Хозяину их, видимо, казался слишком уж суровым и неприветливым наружный облик стоящего рядом старого здания, и он потребовал, чтобы каменщики украсили окна палат наличниками. Очень может быть, что он указал мастерам на понравившийся ему образец, увиденный им в другом городе Руси. Но мастера, выполняя его заказ, пользовались привычными старыми приемами использования псковских пород известняковой плиты для орнаментации, и потому формы и детали этих наличников приобрели все же псковские черты. Такая орнаментация не получила в Пскове большого распространения, и эти палаты остались из ряда вон выходящим зданием старинного Пскова. Позднее в городе строили палаты, украшенные наличниками окон и дверей, но значительно более простыми.

К числу таких зданий относились  т р е т ь и   п а л а т ы   М е н ш и к о в ы х   (Некрасовская улица, дом № 10). Это была одна из наиболее замечательных в художественном отношении псковских гражданских построек. В XVIII — XIX веках палаты долго простояли в развалинах, а в начале XX века их коренным образом перестроили. Лишь на основании изучения обмеров, выполненных более ста лет назад И. Ф. Годовиковым, и старых фотографий можно представить первоначальный вид этого здания.

Совсем в другом роде, но не менее красивыми, были   п а л а т ы   н а   Р о м а н о в о й   г о р е,   в которых теперь помещается городской суд. Их построили уже в последней трети, если не в последней четверти XVII века. Это было здание

------ стр.173 ------

с «встроенным» крыльцом и каменным гульбищем, похожее по общей компоновке на палаты Гурьева, но более обширное и богатое и более свободно распланированное. Многие остатки первоначальных частей его, особенно во втором этаже, переделанном в XVIII — XIX веках, совершенно скрыты под новыми заделками и штукатуркой, но два помещения нижнего этажа с выходящими в них внутристенными лестницами сохранились сравнительно хорошо.

Мы прошли далеко не по всем палатам, которые украшали этот участок города, некогда столь богатый каменными зданиями. Многие из них не дошли до нашего времени, другие сломаны в сравнительно недавнее время.

Церковь Преполовения
Церковь Преполовения

Обратимся к памятникам юго-западной части Полонища.

С т а р о в о з н е с е н с к и й   м о н а с т ы р ь   с Полонища уже в первой половине XV века звался «старым» и основан, может быть, еще тогда, когда эта часть города оставалась незастроенной. И теперь еще можно заметить, что монастырь был поставлен на холме. Позднее вокруг монастыря образовалась площадь. В 1467 году его старый храм заменили новым, кото-

------ стр.174 ------

рый, однако, в следующем столетии был сломан и построен заново. Постройка XVI века дошла до нас в плохой сохранности. Уцелел лишь четверик с абсидами, но без главы, и остатки галерей. Теперь здание реставрируется28.

В первоначальном виде это была типичная псковская монастырская церковь XVI века. Четверик ее высоко поднимался на подцерковье, но в то же время был виден менее чем наполовину своей высоты из-за примыкавших к нему высоких двухэтажных галерей. По восточным концам галерей не было приделов — в этих местах помещались лестничные сходы в подцерковье.

Ц е р к о в ь   П р е п о л о в е н и я   на бывшем подворье загородного Спасо-Елизаровского монастыря построена в XVII веке на месте более старой и сильно переделана в XIX веке. Самое интересное в этом здании — открытое крыльцо и звонница. К звоннице в XIX веке пристроены столбы, и она обращена в колокольню, пролеты крыльца закрыты и застеклены в XIX веке.

Церковь Георгия со Взвоза
Церковь Георгия со Взвоза

------ стр.175 ------

Церковь Георгия со Взвоза. Абсиды.
Церковь Георгия со Взвоза. Абсиды.

------ стр.176 ------

Один из очень немногих памятников XV века — х р а м   Г е о р г и я   с о   Взвоза.  Он построен в 1494 году. По архитектуре, особенно по богатой общей композиции, он примыкал уже к постройкам XVI века. При довольно скромных размерах четверика, позволивших основать главу на сводах без подпружных арок, здание было скомпоновано по образцу, ставшему обычным для приходских храмов XVI века. С двух сторон его были приделы, от западного притвора шли к приделам галереи. Северный придел и северная часть галереи сломаны в 1825 году, а в 1831 году были уничтожены южный придел и звонница, стоявшая на южной стене. Существующее теперь перед притвором крыльцо пристроено в XVII веке, а звонничка над ним — 1831 года. На барабане этого храма очень любопытные зеленые поливные изразцы XV века, возможно, печные. Орнамент из впадин на абсидах заштукатурен.

Церковь Иоакима и Анны
Церковь Иоакима и Анны

Х р а м   И о а к и м а  и  А н н ы  точно не датирован, но архитектура его позволяет уверенно относить его к XVI веку. Это

------ стр.177 ------

храм монастырский. Он подробно не исследовался. Очень может быть, что при первоначальных его галереях (о том, что они были, свидетельствует обработка северного и южного фасадов) приделов не существовало. В XVII веке галереи были перестроены, перекрыты сводами и превращены в приделы. Старый притвор при этом был сломан, а к новому пристроено крыльцо и звонничка.

Покровская башня
Покровская башня

В 1949—1950 годах барабан и главка церкви были реставрированы (до этого верх барабана отсутствовал). Тогда же было восстановлено первоначальное восьмискатное покрытие (к сожалению, как и нишки на южном фасаде, не совсем точно). Остальные части здания остались в том виде, в каком они были в XIX веке. Монастырь, подобно Старовознесенскому,

------ стр.178 ------

стоял на горке и, как и многие другие псковские городские монастыри, посреди площади, в которую вливались окрестные улочки.

Храм Покрова и Рождества
Храм Покрова и Рождества

Очень любопытный памятник — двойная  ц е р к о в ь   П о к р о в а  и  Р о ж д е с т в а  в  У г л у,  или на Проломе, принадлежавшая в прошлом Покровскому монастырю. Построена она, по всей вероятности, в XVI веке. Это как бы срощенные воедино два совершенно одинаковых бесстолпных храма, с общей стеной между ними. Южный, Покровский храм сохранил первоначальные своды.

------ стр.179 ------

Покровские ворота
Покровские ворота

------ стр.180 ------

Своды северного храмика, обе главы, покрытия и звонница не дошли до нас. Они сделаны при реставрации здания в 1961 — 1962 годах. Реставрация основана на исследовании остатков первоначальных форм на самом здании и изучении изображений этой церкви на старинных иконах. Формы глав — докомпоновка автора реставрации.

После храмов Полонища на некоторое время отдадим свое внимание остаткам крепостных сооружений Окольного города. В зависимости от времени, отведенного на них, осмотр можно начать от угловой башни Среднего города — Бурковского «костра» или только от Покровских ворот. Продолжать осмотр можно до реки Псковы, то есть до Верхних решеток. Почти весь путь лучше всего проделать с наружной стороны стен, проходя между стеной и остатками рва.

Но чтобы почувствовать былой характер псковской крепостной архитектуры, яснее ощутить, что она представляла собой в XVI—XVII веках, надо непременно пройти сперва к П о к р о в с к о й   б а ш н е  и осмотреть ее и прилегающие к ней участки стен. Благодаря недавно проведенной внимательной и серьезной реставрации, эта часть укреплений древнего Пскова открывает нам свой первоначальный вид, не теряя подлинности, не превращаясь в подделку29. Древние части башни в восстановленном целом воспринимаются совсем не так, как они воспринимались в составе развалин, — они выглядят серьезнее, если можно так сказать, более настоящими, и очень выигрывают в выразительности. Благодаря этому вся реставрированная башня производит сильное впечатление. Как-то, в прошлом веке, один из страстных любителей древнего Пскова — Н. Иваницкий негодовал в одном из своих сочинений на то, что псковичи равнодушно «всходят на обросшие мохом и покрытые трещинами величавые башни городских стен», не думая о подвигах своих предков, «для того только, чтобы выкурить папироску и полюбоваться веселеньким видом». Но надо сказать в оправдание таких псковичей, что уже в XIX веке очень многие из некогда грозных и внушительных крепостных сооружений Пскова успели превратиться в какие-то холмики, поросшие травой, жалкий вид которых далеко не у каждого мог вызывать мысли о героических делах прошлого. В значительной степени это относилось и к Покровской башне. Откопанная из-под земли, дополнен-

------ стр.181 ------

ная и достроенная, она теперь совсем иначе выглядит и заставляет вспоминать о борьбе Пскова с войсками Стефана Батория в 1581 году, о штурмах, подкопах и других попытках врагов ворваться в Псков. Вновь обретшие благодаря реставрации близкий к прежнему вид, сумрачные проходы и галереи башни, лестницы, бойницы с глубокими нишами как бы ожили и получили способность вызывать в нашем воображении тени былого. Конечно, если бы башня (как и стены около нее) дошла до нас в своем первоначальном виде, она поразила бы нас гораздо сильнее, а многое бы выглядело несколько иначе (например, деревянные конструкции, на которые в старину шли огромные бревна). Но и реставрация дает возможность почувствовать очень многое, что ранее было скрыто от нас.

Псковские башни были далеко не одинаковыми. Кроме башен, были захабы и раскаты, стены на разных участках имели различное устройство и размеры, ворота тоже разнились между собой, но все же одно было единым (по крайней мере, в пределах одного века) — характер и масштаб крепостных сооружений. Их нужно уловить и почувствовать, перед тем как начать осмотр всей  О к о л ь н о й   с т е н ы.

К сожалению, до сих пор не приведена в порядок хотя бы часть «слухов» — постоянных каменных сводчатых подземных контрминных галерей, которые проходили между стеной и рвом на всем протяжении внешней крепостной ограды от Покровской башни до Верхних решеток, а оттуда — вдоль Запсковской стены до Варлаамской башни. От Гремячей горы в XVI веке спускался еще каменный подземный «подлаз», до уровня воды, для снабжения водой защитников Верхних решеток в боевое время. Уже в XVII веке он оказался ненужным, вход в него заложили, и до сих пор он не обнаружен.

 

Средний город Содержание Запсковье

 

 

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz