В БИБЛИОТЕКУ


Спегальский Ю.П.

Значение памятников древнепсковской архитектуры
(Из доклада, прочитанного в кружке юных краеведов)

(«Познай свой край». Сборник губернского бюро и Псковского общества краеведения.
Вып. III. Псков, 1927)

(Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009)


Недостаточно сознательное отношение к памятникам старины можно встретить даже среди краеведов. Поэтому необходимо помочь выяснить их значение. Не говоря об их научном значении, я хочу выделить ту роль старой псковской архитектуры, которую она должна будет сыграть в создании новой жизни.

Древняя архитектура Пскова и Новгорода резко отличалась от архитектуры остальной России. Это объясняется особыми условиями, в которых развивались эти республики. Псковская архитектура отличалась и от Новгородской, поэтому, то, что я буду говорить о ней, только к ней и будет относиться. Строительные приемы и архитектурные формы, приходившие в Россию с юга, не подходили ни к псковскому климату, ни к псковскому материалу. Кладка из плиты потребовала более массивных размеров и грубых форм, чем кладка из тесаного камня. Ветры и вьюги не позволяли устраивать какие-либо выступы и впадины, стены пришлось штукатурить. Тонкие и сложные орнаменты, колонки, карнизы и т. п. были заменены своей, псковской орнаментикой. Крыши и купола, применявшиеся на юге, оказались совсем негодными для Пскова, и псковичи создали свои своеобразные формы покрытий. В результате, южный образец храма получил очень значительное изменение, не только в деталях, но и в конструкции. В XIV веке вырабатывается тип церкви, отвечающий всем требованиям псковских условий. Ветер и мороз проходили бы сквозь широкие окна и поэтому их пришлось сузить, причем окно должно было быть рассчитано так, чтобы при малом отверстии в свету оно давало бы достаточное освещение. Для этого им давался сильный рассвет, и располагали их как можно рациональнее. Стремление делать как можно меньше отверстий принуждало строителей изучать законы отражения света и применять их на практике. Оттого тонко рассчитанные окна давали такое хорошее освещение, какое не всегда могли дать широкие окна, не рассчитанные так разумно.

В некоторых старых постройках лучи света, проходя через окна, преломляются. В откосах окон отражаются нежные переливы голубого неба, зеленой травы, какие-то фиолетовые и розовые тона. Вся внутренность постройки кажется как бы раскрашенной небывало нежными красками. Экономические условия также отразились на псковских постройках.

Запсковье. Гремячая (Кислинская или Козмодемьянская) башня  1525 г.
Запсковье. Гремячая (Кислинская или Козмодемьянская) башня 1525 г.

Ограниченность средств псковичей заставляла их во всем обходиться экономно. В Пскове не было такой сильной власти или крупного капитала, сосредоточенного в одних руках, которые могли бы создавать богатые постройки. Все было ограничено необходимостью.

Наши церкви поражают приезжих своей рассчитанностью. Площадь использована как можно рациональнее, ничего лишнего, как внутри, так и снаружи. Даже столбы округляли до высоты человеческого роста, чтобы они не занимали слишком много места и не мешали молящимся. Устройство сводов прямо поражает своей логичностью. Только псковичи могли изобрести и изобрели остроумную систему ступенчатых арок и систему перекрещивающихся сводов, позволяющую ставить главы на сводах без столбов.

Во всех псковских постройках сквозит эта логичность и суровый практицизм. Практицизм нужно признать самой типичной чертой псковской архитектуры. Чтобы Псков ни перенимал, он обязательно переделывал это на свой лад, применяя к своим условиям, и никогда нельзя было обвинить псковских строителей в подражании.

Запсковье. Дом МЕШОК
Запсковье. Дом "Мешок".

Московские строители старались перещеголять друг друга пышной обработкой своих зданий, и за множеством пестрых деталей часто теряли истинную красоту всякой архитектуры - логичность, пропорциональность и гармоничность. Не то можно сказать про псковичей. Все свое недюжинное художественное дарование они вложили в изумительно выисканные пропорции своих зданий. Простота и конструктивность, строгая гармония частей, правильные соотношения масс и красота очертаний и линий — основы псковского архитектурного стиля. Даже теперь некоторые древние постройки зачаровывают своей красотой всякого истинного художника, умеющего под тяжелой кладкой почувствовать величавую душу ее строителя. Выстроенные псковскими мастерами в московском кремле церкви нисколько не хуже произведений великих итальянских зодчих и гораздо более близки нам по духу.

Но чем же эта умершая архитектура могла бы быть полезной теперь для нас? Казалось бы, что если в XIV веке были такие, истинно великие, зодчие, то в XX веке архитектура сама собой оказалась на еще более высоком художественном уровне. Но именно этого-то нельзя сказать про современную архитектуру. Как всякое искусство, архитектура переживает времена упадка и подъема, и ее развитие не представляется все время подымающимся вверх, но представляется некоторой волнистой линией, то высоко поднимающейся, то снова падающей, в зависимости от многих экономических и политических причин.

С самого начала XX века зодчие бились, желая что-то создать, и их судорожные попытки породили стиль модерн. В этом стиле ярко выражается то, что архитектура зашла в тупик, дальше которого идти некуда. Этот тупик,- кажется, тот тупик, в который зашел весь вообще капиталистический строй, и из которого выход один - взрыв. В изогнутых, как бы кривляющихся линиях, в гримасничающих орнаментах видна беспомощность архитектора, желающего чем-либо подействовать на глаз. Он не ищет полезного и логичного, но непременно хочет чего-то нового, и все свои старания прикладывает к тому, чтобы создать возможно более причудливые формы. Его украшения не сливаются со зданием, но неразумно, и часто безобразно торчат, а здание превращается в какой-то громадный флакон из-под духов. Архитектурный стиль порождается условиями, в которых он развивается, и должен им соответствовать. Поэтому после революции должен появиться новый стиль, которому от буржуазных стилей занимать будет нечего. Революция поднимет архитектуру на такую высоту, на которой она не была никогда. Новый архитектор не будет угождать вкусам жирных капиталистов, но будет творить, исходя из своего чувства красоты и из желания принести как можно большую пользу. Еще раз повторяю, что буржуазные архитектурные стили, порожденные капитализмом, эксплуатацией рабочего класса, не могут служить нам образцом. Но создать стиль без всякого образца немыслимо. На помощь новому поколению архитекторов должно придти изучение старой архитектуры, и, при этом, для русских архитекторов первое место будет занимать изучение древней архитектуры Пскова. Все ее особенности говорят за это. Ни в какой из существовавших ранее архитектур не выражены так полно те принципы, которые должны будут положить основу будущей архитектуры и спасти от дальнейшего обезвкусивания архитектуру сегодняшнего дня. Пусть только никто не подумает, что я советую копировать древние церкви или строить вокруг городов стены с башнями. Ведь первым же принципом псковских строителей было то, что они ничего не перенимали, не приспособляя этого ко всем требованиям времени и места. В том-то и дело, что нужно не поверхностно знакомиться с памятниками псковского зодчества, но проникнуть в дух их строителей. Изучение псковской архитектуры может освободить архитектора от подражательности и развить в нем склонность к разумному свободному творчеству. И не нужно смущаться, что в образец нам остались почти одни церкви.

В древности псковичам нужны были церкви, и они строили их; нам нужны заводы и вокзалы, и мы будем строить заводы и вокзалы, но стремление к красивому и разумному должно остаться тем же. Может быть, кому-нибудь покажется неудобным основываться на изучении старой архитектуры, потому что , техника ушла вперед. Но это совершенно напрасное опасение. Во-первых, принципом псковского строительства было приспособление форм постройки к данному материалу, так что если новый материал заставит нас изменить форму - это будет вполне в духе древне-псковских зодчих, во-вторых, техника ушла вовсе не так далеко, чтобы создать совершенно новые формы. Дальше всех шагнула американская строительная техника, но, кажется, забралась слишком далеко и грозит сорваться. Сорокоэтажные американские небоскребы простоят не особенно долго, т.к. сталь, которая составляет основу их конструкции, не может служить беспредельно.

Но самое главное то, что, на какой бы высоте ни находилась техника, все основные принципы псковского строительства представляются теперь особенно ценными, что наши псковские старые постройки будут вечно юными образцами для вдохновения, что они могут направить нашу архитектуру по пути истинной красоты, могут научить архитектора серьезно относиться ко всякой задаче, и вкладывать все свое уменье в каждую, хотя бы самую ничтожную, постройку. Если бы мы могли увидеть старый наш Псков в каком-нибудь XV, XVI веке, мы были бы поражены его красотой. «Боже мой!» восклицает польский ксендз Пиотровский, видевший Псков в 1581 году, «боже мой, какой красивый город!» До нас не дошло изображений этого города, если не считать полу-схему полу-план, изображенный на иконах, где показаны одни только церкви и стены, но с уверенностью можно сказать, что постройки не терялись, как теперь, составляя серую массу, но выделялись четкими и радостными пятнами.

Какой-же вывод из всего этого могут сделать краеведы? Вывод может быть только один: каждый памятник древне-псковского зодчества представляет драгоценную жемчужину в нашей сокровищнице, которую нужно бережно хранить, а не ломать, как был сломан бывший гостиный немецкий двор на Завеличье, где не было даже сделано плохенького обмера или зарисовки. Наоборот, при первой возможности, нужно их поддерживать и даже, с величайшей осторожностью, возвращать им былую красоту умелой реставрацией, потому что при теперешнем состоянии памятников старины, действительно трудно заметить их прелесть, настолько они изуродованы. Некоторые из них доживают последние дни своей многовековой жизни, и нет никакой надежды на то, чтобы мы сохранили все памятники старины. Поэтому, теперь одной из важнейших задач краеведов является изучение и точное фиксирование исчезающих памятников старины. После же эти сведения смогут оказать громадную помощь делу изучения псковской архитектуры и будут цениться на вес золота. За дело, товарищи!

В библиотеку

 

 

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz