В РАЗДЕЛ


Обложка О.К.Аршакуни

Музей-квартира Ю. П. Спегальского.

Псков, 1987


Ю.П.Спегальский. 1967 год.
Ю.П.Спегальский. 1967 год.

Второго декабря 1986 года в Пскове открылся музей-квартира Ю. П. Спегальского (1909-1969), вошедший в общий комплекс Псковского государственного объединенного историко—архитектурного и художественного музея—заповедника. Музей-квартира Ю. П. Спегальского - это дань памяти выдающемуся исследователю русского средневекового зодчества, архитектору—реставратору, художнику.

Юрий Павлович Спегальский внес большой вклад в историю развития отечественной науки и культуры. Труды ученого и по сей день не теряют своей ценности и актуальности, остаются прочной методологической основой для дальнейшего развития теории и практики в этой области науки.

Ю. П. Спегальский в своем постоянном стремлении сберечь культурное наследие Пскова сумел в трудные первые послевоенные годы сохранить прекрасный облик исторической части города, создав в 1945-1947 годах проект охранных зон, или архитектурных заповедников, с особыми зонами застройки и благоустройства. Его проект решил тогда важную задачу органичного включения исторической застройки в структуру современного Пскова.

Мысль Ю. П. Спегальского об охранных зонах — о восстановлении Пскова после войны — нашла отражение в его оригинальной серии рисунков—реконструкций памятников архитектуры, названной автором "По Пскову ХVII века". Она создана в самые суровые дни блокады Ленинграда, зимой 1941—1942 годов, что свидетельствует о том, насколько глубока была его вера в конечную победу над врагом. Часть рисунков из этой серии была опубликована в 1974 году, после кончины автора.

Рисунки из блокадной серии ПО ПСКОВУ XVII ВЕКА. Троицкий собор
Рисунки из блокадной серии "По Пскову XVII века" (зима 1941-1942).
Троицкий собор, построенный в пору расцвета псковской архитектуры (1367)

В 1976 году был принят Закон СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". А Юрий Павлович создал свой перспективный план реставрации и использования памятников архитектуры Пскова еще в 1968—1969 годах. Этот план развивал основные положения его первого проекта архитектурных заповедников Пскова (1945-1947 гг.) и явился основным документом для практической деятельности по комплексной реставрации памятников города. Распределение автором памятников по комплексам - основа для их последовательного восстановления и включения в современную жизнь города.

В обшей сложности 215 каменных гражданских построек выявлено, атрибутировано и подробно описано Ю. П. Спегальским. Все эти уникальные материалы, хранящиеся в Государственном архиве нашей области и в реставрационной мастерской Пскова, активно служат делу восстановления памятников древнего зодчества города и являются опорными для проектных работ по реконструкции его исторического центра.

Особый подход Ю. П. Спегальского к решению искусствоведческих и архитектурных задач, впервые созданный им синтез разнородных методов исследования памятников зодчества позволили ученому многое сделать для того, чтобы поднять историю архитектуры на уровень самостоятельной научной дисциплины, имеющей свои специфические принципы и средства исследования.

Экспозиции музея—квартиры Ю. П. Спегальского (Октябрьский проспект, 14, квартира 74) занимают четыре помещения. Пятое — рабочая комната и хранилище фондов музея.

Экспозиция первого помещения (прихожая) знакомит с первыми годами жизни и деятельности ученого и художника, представленные здесь документы и фотографии рассказывают о его редкой целеустремленности, проявившейся уже во время учебы в школе.

В юные годы, работая каменщиком на стройках, он хорошо изучил приемы псковской каменной кладки, практику возведения каменных конструкций и ряд других ремесел, так необходимых исследователю и реставратору. Тогда же проникся глубоким пониманием самобытности псковской народной архитектуры, раскрыл секреты народного творчества и своеобразие зодческой культуры псковской земли.

Ранние рисунки Ю. П. Спегальского (20—е годы), выполненные в цвете (гуашь), отражают его общение с псковскими каменщиками. Среди этих работ "Группа каменщиков", "Молодой каменщик'', "Пожилой каменщик" и другие. А вот декоративное панно. Тема росписи: "Встреча псковских каменщиков и воинов у стен древнего города" (холст, масло). Роспись выполнена на сочетании светлых и чистых тонов красок: на ярком изумрудном фоне с белыми силуэтами архитектурных сооружений даны живописные пятна алых, желтых, сиреневых плащей воинов, перекликающихся с зелеными и киноварно-красными рубахами каменщиков.

Ранние рисунки Ю.П.Спегальского. Молодой каменщик (гуашь)
Ранние рисунки Ю.П.Спегальского. "Молодой каменщик" (гуашь)

В этом же помещении можно познакомиться с рядом фотодокументов, иллюстрирующих реставрационные работы исследователя (1939—1940 гг.), в частности, на вторых палатах Меншиковых и Гремячей башне, со своеобразной серией рисунков - "Азбукой, посвященной древней архитектуре Пскова", выполненной в 1943 году, а также с документальными материалами, связанными с проектом системы охранных зон в Пскове (1945-1947 гг.) и отзывами ученых о нем.

Вторые палаты Меншиковых после реставрации (фрагмент)
Вторые палаты Меншиковых ("Дом Яковлева") после реставрации (фрагмент).

Церковь Одигитрии, памятник XVII века. Реконструкция Ю.П.Спегальского
Церковь Одигитрии, памятник XVII века. Реконструкция Ю.П.Спегальского (в цвете, гуашь)

Представленные здесь книги и научные статьи говорят о том, что даже вдали от Пскова Ю. П. Спегальский трудился и жил для него (1948-1968 гг.). Работая научным сотрудником в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР, а позднее в Ленинградском отделении Института археологии Академии наук СССР, он все свое свободное время посвящал псковским темам, разрешая целый ряд проблем по изучению псковского средневекового зодчества города. Среди трудов исследователя — монография "Псковские каменные жилые здания ХVII века" (1963 г.); книга "Псков", выдержавшая уже два переиздания и вышедшая далеко за пределы историко-архитектурного путеводителя; "Каменное зодчество Пскова" (1976 г.) и другие.

Большое внимание посетителей музея привлекает фотография, фиксирующая восхождение Ю. П. Спегальского на шпиль Петропавловского собора. В 1957 году к 250-летию Ленинграда Юрием Павловичем были выполнены обследование, обоснование и расчёты по возведению лесов для реставрации шпиля. За эту уникальную работу он был удостоен правительственной награды.

Представлен в музее скульптурный портрет Ю. П. Спегальского (автор Я. М. Банников).

В экспозициях второго помещения – изобразительные научные материалы Ю. П. Спегальского первых послевоенных лет (1945-1947 гг.) Это фрагменты из его проекта планировки архитектурных заповедников Пскова и отдельные зоны из проекта комплексной реставрации памятников зодчества.

Проект реконструкции гражданского памятника архитектуры ХVII века "Дом Печенко" Ю. П. Спегальского представлен в макете (исполнитель макета Р. А. Душник).

Реконструкция Ю.П.Спегальского. Дом Печенко. (макет)
Реконструкция Ю.П.Спегальского "Дома Печенко", памятника граждансткой архитектуры XVII века.
(Макет выполнен Р.А.Душником)

Столовая палата Дома Печенко. Реконструкция Ю.П.Спегальского
Столовая палата Дома Печенко. Реконструкция Ю.П.Спегальского

Большой интерес вызывает труд ученого по изучению декора псковских изразцовых печей и керамических киотов ХVII века. Помимо серии художественных графических реконструкций, одна из печей воссоздана Ю. П. Спегальским в материале в натуральную величину.

Псковская изразцовая печь XVII века, воссозданная Ю.П.Спегальским в материале в натуральную величину (фрагмент)
Псковская изразцовая печь XVII века, воссозданная Ю.П.Спегальским в материале
в натуральную величину (фрагмент). Реконструкция 1955-1956 гг.

Третье помещение музея — бывший кабинет Ю. П. Спегальского - сохраняет в какой-то степени свой мемориальный характер. Здесь можно познакомиться с обстановкой, в которой жил и работал ученый в последние дни своей жизни. Он любил древнее декоративно—прикладное искусство. Это отражено и собранных им коллекциях старинных предметов, занявших здесь свои места. Вот, к примеру, рабочий стол петровского времени (ХVIII век) с инкрустациями на столешнице и подстолье, на нем — предметы ХVII века (подсвешник, ларец). В библиотеке Ю. П. Спегальского собраны книги, редкие по своей научной и художественной ценности. Представлена и коллекция изделий: дымковская игрушка, псковские свистульки и другие. В рабочей комнате развернута небольшая выставка эскизов керамических изделий и цветных узоров.

Четвертое помещение (бывшая гостиная) отведено под экспозиции предметов декоративно—прикладного искусства, созданных Ю. П. Спегальским в Ленинграде в разные годы.

Характер его оригинальных художественных произведений широк и многообразен: графика, живопись, пластика, декоративно—прикладное искусство. Художник работал в разной манере. Предметы декоративно—прикладного искусства выполнял в различных материалах (дерево, керамика, металл, папье-маше и т. д. ). С особой силой художественной выразительности раскрывается своеобразный талант Ю. П. Спегальского в его произведениях декоративно-прикладного искусства. Это целый "мир образов и красок. Мастер в равной степени владел кистью художника и инструментом ремесленника. Мастерок каменщика в содружестве со стеком скульптора и кистью живописца создал, например, великолепную изразцовую печь, в которой пластика и цвет составляют единое целое. А росписи на деревянных шкатулках отличаются плавностью ритма и лирической музыкальностью изображений (темпера с лаковым покрытием). Художник создает либо дивную сказочную птицу в алом оперении, либо древний город Псков, либо рисует людей, одежды которых насыщены цветами: голубого, золотисто — охристого, малинового, "звучащие" на черном фоне особенно сильно...

Декоративно-прикладное искусство Ю.П.Спегальского. Люстра деревянная расписная.
Декоративно-прикладное искусство Ю.П.Спегальского.
Люстра деревянная расписная (темпера с лаковым покрытием).
Роспись посвящена былинным героям (1957 г.)

Творческое наследие Ю. П. Спегальского — это наследие ученого и художника, редкое по своей органичной связи с народными истоками культуры и искусства. Богатое воображение позволило ему внести свое, новое, создать своеобразные художественные произведения в различных жанрах, цельных по композиции и выполненных с тонким чувством стиля, но с полным отсутствием стилизации.

Ю. П. Спегалъский безраздельно принадлежал родному Пскову. Ему он посвятил свои научные и художественные труды. Человек, отдавший сердце отчему краю, хранитель памяти псковских народных творцов, он был талантливым воссоздателем всего того, что было создано древними зодчими.

Похоронен Ю. П. Спегальский в Пскове на Мироносицком кладбище.

В 1973 году была создана комиссия по его творческому наследию при Президиуме Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1979 году управлением культуры Псковского облисполкома творческое наследие Ю. П. Спегальского было взято под государственную охрану. В 1982 году решением исполкома городского Совета улица Михайловская в Пскове переименована в улицу Спегальского.

В 1983 году решением Псковского облисполкома квартира Ю. П. Спегальского была взята под государственную охрану, в ней создан его музейный фонд. И вот теперь здесь музей—квартира. Среди многих поздравительных телеграмм, присланных к его открытию , есть и такая: "...Поздравляю всех псковичей с замечательным событием — открытием музея Юрия Павловича Спегальского, так много сделавшего не только для Пскова, но и для всей русской культуры... Академик Лихачев".

 

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz