Вечер памяти Ю.П.Спегальского
17 января 2009 года исполнилось ровно сорок лет со дня кончины Ю.П.Спегальского. Этой дате был посвящен Вечер памяти выдающегося исследователя древней псковской архитектуры, состоявшийся 20 января в мемориальной квартире ученого. Здесь собрались архитекторы, реставраторы, музейные работники, общественные деятели... Словом те, кто в той или иной мере хранит память об этом необыкновенном человеке, горячо и преданно любившем Псков. Правда, таковых оказалось совсем не много, всего человек пятнадцать, вместе с журналистами и сотрудниками музея-квартиры. Не густо, надо сказать.
Как-то так сложилось, что Вечера Памяти Ю.П.Спегальского - мероприятия камерные, проводятся, как правило, для узкого круга людей, в основном потому, что площади мемориального музея не позволяют собирать много народа сразу. К тому же начало встречи, назначенное на 16.00, когда многие из тех, кто, быть может, и хотел бы здесь присутствовать, находятся еще на рабочих местах, так же никак не способствует собранию большой аудитории. Это вроде и огрехами в организации назвать трудно, но если вспомнить, что нынешний год – год столетия со дня рождения, то любое мероприятие, связанное с именем Ю.П.Спегальского, хорошо было бы проводить с привлечением более широкого круга людей, тем более, что программа вечера была очень интересной.
Сотрудники мемориального музея М.А.Кузьменко и О.К.Хомкова познакомили собравшихся с письмами последних лет жизни Ю.П.Спегальского двум его постоянным адресатам – жене О.К.Аршакуни и другу детства Ю.И.Бродскому.
Сотрудники мемориального музея М.А.Кузьменко и О.К.Хомкова
Письма Ю.П.Спегальского очень разные. Одни проникнуты юмором и самоиронией, в других чувствуется глубокая усталость и, возможно, предчувствие приближающегося конца, но все эти письма объединяет любовь Юрия Павловича к псковской земле и боль о том, что древний Псков бесследно исчезает под напором нового строительства.
«В Пскове все по-прежнему. Строят фабрики, ломают старые здания – под неумеренно-фальшивые восторги. Ничего сделать невозможно» - писал он в 1966 году Ю.И.Бродскому. Если он так говорил более 40 лет назад, то что он сказал бы о Пскове сегодняшнем?
После прочтения писем по традиции все желающие получили возможность высказаться, поделиться своими мыслями, впечатлениями, воспоминаниями. Архитектор Л.А.Вишняков, сравнив Спегальского с человеком эпохи Возрождения, рассказал о том, как он, будучи в середине 80-х председателем Псковского отделения Союза архитекторов помогал О.К.Аршакуни в ее работе по открытию музея Ю.П.Спегальского.
О своем вкладе в это же дело рассказал и Е.П.Матвеев, который, занимая в то время пост директора Псковского музея-заповедника, много общался с чиновниками разных уровней, вплоть до министерских, добиваясь создания этого музея.
Е.П.Матвеев, в прошлом директор Псковского музея-заповедника
Потом слово взял архитектор Владимир Васильев и сказал, что это мероприятие очень напоминает ему коллоквиум на тему «Я и люди эпохи Возрождения». Нисколько не сомневаясь в том, что все присутствующие здесь знают и о том, кто такой Спегальский, и о его вкладе в дело сохранения древнего Пскова, он озадачил собравшихся вопросом: «Так что же мы друг другу рассказываем о том, какой был Юрий Павлович? Ведь это детям нужно рассказывать, которые вообще ничего не знают ни о Спегальском, ни о том, что такое древний Псков!». Он с горечью посетовал на то, что если не предпринять сейчас каких-то мер, не начать с малолетства образовывать, то от города вообще ничего не останется, и высказал предположение, что музей недостаточно работает со школьниками в этом направлении.
После слов В.Васильева все заметно оживились. Оно и понятно, поскольку он затронул наболевшую проблему. Музейные работники высказались, что некоторая работа ведется, но псковский музей сейчас находится в очень плачевном состоянии. Дела настолько плохи, что у музея теперь два выходных дня, вместо одного. Да к тому же время работы сокращено. Теперь музей работает с 12 до 17, при том, что раньше в рабочие дни двери музея были открыты с 10 до 18.
В ответ на высказывание В.Васильева выступила Н.Б.Скобельцина (дочь известного псковского раставратора Б.С.Скобельцина – Н.Ж.) и сказала, что она не стала бы обвинять музей. По ее мнению гораздо большее зло творят современные архитекторы, которые застроили Псков так, что от древнего города ничего уже не осталось.
Накаляющуюся обстановку вечера разрядил трогательный рассказ жены В.Васильева – Альбины, тоже архитектора, о том необыкновенном впечатлении, которое произвело на их коллегу и подругу из Финляндии, посещение музея-квартиры. Она так была потрясена увиденным, что влюбилась в Псков через Спегальского. Но стоит ли этому удивляться, если экскурсию для нее проводила тогда еще здравствующая О.К.Аршакуни.
Затем последовал еще ряд выступлений и высказываний, и все сошлись во мнении, что работа со школьниками необходима, правда ответа на вопрос - как сделать так, что бы подрастающее поколение понимало где, в каком городе они живут или хотя бы с какого конца взяться за решение этой проблемы – так никто и не дал. Лекции, специальные уроки и экскурсии, конечно, необходимы, но очевидно, что этого мало.
Сегодня, на фоне этих разговоров, особенно справедливым можно считать замечание Ю.П.Спегальского, которое он изложил в одном из своих писем, о том что в результате категорического неприятия идеи создания в Пскове архитектурных заповедниках неудачу потерпел вовсе не он, как автор этой идеи - неудачу прежде всего потерпел ГОРОД Псков. "Неудачу в данном случае потерпел Псков и ее плоды едва ли когда-либо в должной мере удастся исправить. Хаос и архитектурные неурядицы в старой части города вредны в одинаковой степени и памятникам и новой застройке. На территориях, где потом неизбежно должен будет расти новый Псков, будет еще много ущерба — материального и морального". Слова эти, написанные в 1958 году звучат сегодня пророчески.
Думается, что если бы в свое время в Пскове была реализована идея создания архитектурных заповедников, то и вопрос "как объяснить подрастающему поколению в каком городе они живут", попросту не вставал бы. Присутствие в среде современного города островков древней застройки, устройство в некоторых из памятников музейных экспозиций, посвященных различным сторонам жизни средневекового Пскова, само по себе служило бы постоянным напоминанием о славном прошлом древнего города, о его многовековой истории и культуре.
Журавлева Наталия,
фото автора.
20 января 2009 г.