------ стр.181 ------
З А П С К О В Ь Е
Во все времена существования Пскова Запсковье было попроще и несколько однообразнее центральной междуречной части города. Зато на нем было много тихих уютных уголков. На Запсковье не было торга, и богатые купцы до второй половины XVII века, видимо, избегали тут селиться. Церквей и даже монастырей здесь было меньше, чем в Довмонтовом
------ стр.182 ------
городе или на Завеличье — в XVI — XVII веках число их не заходило за полтора десятка. Стройно распланированная, но в значительной части ее скучноватая сетка улиц (с которой нынешняя не имеет ничего общего) была застроена преимущественно дворами средних и мелких посадских людей. Среди них расположились монастыри, строившиеся здесь несколько свободнее и занимавшие более обширные площади, нежели в Среднем и Окольном городе, и приходские храмы.
Главными улицами Запсковья были: Званица (теперь — Леона Поземского) и Большая Запсковская (теперь улицы Герцена и Верхне-Береговая). На них ставили приходские церкви,
------ стр.183 ------
Башня у Нижних решеток со стороны Запсковья
------ стр.184 ------
и к ним тяготели монастыри. Во второй половине XVII века на них, особенно на Званице, стали уже строить дворы псковские богачи. Обе улицы отличались особенной живописностью благодаря своей извилистости и тому, что они шли по краю или местами близко от края высоких берегов Великой и Псковы, с которых открывались далекие панорамы.
Перейти из центра города на Запсковье можно около церкви Богоявления (то есть у Бродов) или же у Старого Примостья по новому широкому мосту, от Советской площади.
В старину с площади к мосту выходили через проезд в высокой Рыбницкой башне. Старинный мост был гораздо ниже современного, и башня с въездом высоко поднималась над ним. Вид с моста на Средний город был одним из наиболее интересных в древнем Пскове. Направо от Рыбницкой башни возвышался Довмонтов город с лесом церковных глав и позолоченных крестов, за ним еще выше поднимался Кром. По левую сторону над стеной Среднего города высился храм старого Снетогорского подворья. С 1510 года подворье стало жилищем псковского наместника, а потом воевод. Из-за тесноты через некоторое время его пришлось расширить, пристроив двор и жилище воевод к старому двору с внешней стороны стены, у берега Псковы, почти у самого моста. До нас дошли лишь остатки нижнего этажа Воеводских палат, по которым видно, что палаты были очень обширны и высоки, с тремя каменными этажами. Т-образный план палат говорит о сложности их композиции.
Внушительный и в то же время живописный комплекс старого Воеводского двора, выдвинутый к реке, блестящие главы церквей Довмонтова города, грандиозные громады Крома, низкие деревянные Рыбные ряды и «обрубы» у берега Псковы, белые крепостные стены и башни с шатрами, ладьи с парусами и флажками на мачтах — все это сочеталось в очень яркую и насыщенную картину.
На Запсковье к «Званицкому кресту» — перекрестку, от которого начиналась Званица,— нужно было подниматься от моста в гору. С XIV века «Званицкий крест» был украшен храмом Николы с Примостья. В 1462 — 1463 годах козьмодемьянские соседи поставили здесь обширный каменный кончанский
------ стр.185 ------
Башня у Нижних решеток со стороны Крома
------ стр.186 ------
х р а м во имя «бессребреников» Козьмы и Демьяна. Из первой части этой книжки мы уже знаем, что это была постройка того же типа, что и сохранившийся доныне храм в селе Мелетове — с шестнадцатискатным покрытием и восьмиугольным постаментом под барабаном, с прямоугольными боковыми абсидами, с окнами, перекрытыми полукруглыми арками с соответствующими им полукруглыми бровками. Она, правда, отличается значительно более крупными размерами и наличием палаток внутри. Кроме того, у нее, помимо притвора, который имела и Мелетовская церковь, был еще придел, а вернее — два придела. Об одном приделе мы знаем из сообщения летописи о взрыве в нем пороха в 1507 году. Повреждения, нанесенные взрывом зданию, показывают, что этот придел примыкал к юго-западному углу четверика. Но сохранившийся первоначальный притвор храма прорезан арками как с юга, так и с севера, галереи к нему примыкали с двух сторон, и надо думать, что и с севера галерейка заканчивалась приделом, как и подобало кончанскому храму. Звонница, без сомнения, была поставлена на переднюю стенку притвора.
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья
------ стр.187 ------
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Реконструкция.
При восстановлении храма после 1507 года он получил восьмискатную крышу и новую главу, которую мастера были вынуждены поставить на пониженные подпружные арки, чтобы не повторять постамента под барабаном. Какими стали приделы при этой перестройке, мы не знаем, но, надо полагать, их тоже решили в духе XVI века и, вероятно, перенесли на восток от старых. Случай с взрывом пороха в 1507 году показал козьмодемьянским соседям, что при церкви необходимы складские помещения, и они построили большую четырехпролетную звонницу на обширном основании, в котором наверху был храм, а внизу хорошо защищенные от пожара склады. Это массивное, почти кубическое здание встало на самом углу перекрестка и делило людской поток, движущийся от моста, на две части: следующую налево, на улицу Званицу, и направо — на Козьмодемьянскую улицу.
В XVII веке и позднее приделы храма подвергались перестройкам, и не только от XV, но и от XVI века в них уже ничего не осталось. В XVIII веке были сломаны столпы звонницы и на старое ее основание взгромоздили восьмигран-
------ стр.188 ------
ную колокольню, простоявшую до Великой Отечественной войны.
Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья. Ворота
Ворота буя Козьмодемьянской церкви — редчайший образец такого рода сооружения. Дошли до нас они, конечно, не в первоначальном виде. Над аркой проезда видна широкая впадина. Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна. Верхняя часть ниши сломана вместе с щипцом, завершавшим ворота. Крыльцо церкви, пристроенное к первоначальному притвору, относится к XVII веку и носит на себе следы многих переделок.
В 1925 году в палатках храма были найдены остатки иконостаса начала XVI века. Это были светлые гладкие липовые доски с вырезанным на них мелким строгим стилизованным растительным орнаментом, который никогда не был покрыт позолотой (доски хранились до Великой Отечественной войны в Псковском музее).
------ стр.189 ------
Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья.
------ стр.190 ------
Судя по ним, иконостас Козьмодемьянского храма был очень строгим по композиции и рисунку и вся изукрашенность его состояла в необычайно изящной резьбе, покрывавшей его простые формы. Глава завершена очень красивым позолоченным крестом XVII века с ажурным яблоком.
Черты первоначального облика храма в какой-то степени читаются на его восточной стороне. Здесь на абсидах остались еще первоначальные орнаментальные пояски из впадин, верхние части валиковых разводов и старые узкие окошки. Форма средней абсиды характерна для XV века: примерно до трети ее высоты она сложена отвесно, затем заваливается «на стену», а в самом верху, над дугами валиковых разводов, опять идет отвесно. Сужение абсиды создает иллюзию большой ее высоты, придает впечатление устойчивости и прочности сооружения.
Очень интересно основание звонницы, в частности уникальная церковка в верхнем ярусе, с двумя столпами, поддерживающими ее своды, очень характерные для XVI века. В северной и южной стенах остались гнезда от брусьев иконостаса. Сохранились двери, ниши и окна XVI века и часть старинной штукатурки. Снаружи это здание, с его заметно заваленными стенами и кое-где прорезающими их узкими окошками, производит впечатление суровой и строгой силы. Но нужно не забывать, что это только постамент для звонницы, с ее оживленными пестрой игрой света столпами, перемычками, колоколами, приспособлениями для раскачивания колоколов и изломанной формы крышами.
От Примостья лучше всего направиться к церкви Богоявления по улице Герцена (часть бывшей Большой Запсковской улицы). Эта улица, улица Леона Поземского да пара небольших переулочков — все, что осталось от старинной планировки Запсковья. Званица уже успела изменить свои очертания, но улица Герцена на протяжении от Примостья до бывшего Снетогорского подворья сохранила не только направление, но и прежнюю ширину.
Во дворе дома № 6 по улице Герцена находятся остатки любопытного гражданского здания второй половины XVII века. Дальше улица расширена и обращена в площадь. На поверх-
------ стр.191 ------
------ стр.192 ------
ности почвы этой площади отчетливо видны остатки основания каменных палат Снетогорского подворья, сломанных в середине XIX века. На протяжении около пятидесяти метров по левой стороне улицы тянулись каменные постройки подворья — трапезные палаты с храмом при них, длинный братский корпус и каменная столпообразная постройка (надо полагать, храм-колокольня). «Богоявленский крест», где пересекалась Большая улица с перпендикулярной ей Богоявленской, идущей отсюда вниз к мосту на Броды, был украшен еще, помимо храма Богоявления с Запсковья, церковью Иоанна архиепископа, стоявшей напротив Богоявленской звонницы на другом краю взвоза. Около Богоявленского буя улица шла у самого края обрыва. Здесь по правой стороне уже не было никаких строений и открывался вид на Пскову и противоположный берег ее, на Броды, Кстову, Пески. Дальнейшее продолжение Большой Запсковской улицы сохраняется и теперь под названием Верхне-Береговой улицы, и ее непременно
Церковь Богоявления с Запсковья
------ стр.193 ------
нужно осмотреть. Как и в старину, сторона улицы, обращенная к реке, застроена небольшими деревянными домиками, а более крупные строения, среди них и каменные, располагаются на противоположной стороне.
Церковь Богоявления с Запсковья. Реконструкция
К о н ч а н с к и й х р а м Б о г о я в л е н и я с З а п с к о в ь я был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки — 1496 год. Псковские летописи сообщают под 1538 годом о том, что богоявленские соседи «замыслили» «в других приделах новый храм свершити Трех Святитель и освящаша месяца майя в 12 день». Эта запись говорит не о постройке придела (как иногда думают), а об освящении в существовавшем уже приделе нового престола. Сложная композиция этого храма, ставшая характерной для псковской архитектуры XVI века, была задумана и полностью осуществлена в последних годах XV века. Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой снизу доверху, и мощным основанием (крупный масштаб и массивность которого подчеркивало
------ стр.194 ------
круто взбегавшее вверх легкое деревянное крыльцо, расположенное на северной стене звонницы) сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена.
Сходы в расположенные под приделами погреба были разбиты каждый на три ступени, и это дало возможность сделать последнюю ступень такой низкой, что рядом с нею даже придел выглядел большим.
В конце XVII века восьмискатные крыши храма были переделаны на четырехскатные, в конце XVIII или начале XIX века изменена глава, к звоннице пристроен (существующий и теперь) контрфорс, затем был перестроен южный придел и сломана глава и барабан северного придела. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытия его и иконостас, заполненный древними иконами. К 1947—1948 годам из-под отвалившейся поздней штукатурки обнажились следы первоначальных форм здания, позволявшие точнейшим образом восстановить его (за исключением внутреннего убранства и некоторых деталей).
------ стр.195 ------
Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши четверика восстановлены неточно, сохранявшиеся совершенно нетронутыми первоначальные скаты крыши северного придела почему-то надложены и сделаны круче, декорация абсиды и главы этого придела искажена, так же как формы окон галереи и другие детали. Южный придел остался в развалинах.
Х р а м б ы в ш е г о И л ь и н с к о г о м о н а с т ы р я — «Илья Мокрый», названный так в отличие от «Ильи Сухого», который был на Завеличье, построен в 1677 году. Однако и в композиции, и в обработке он сохранил тесную связь с псковской архитектурой XVI века. Образованный сводами без подпружных арок, подкупольный квадрат уменьшен при помощи двух пар перекрещивающихся арок. Они не отличаются от арок храма Петра и Павла бывшего Сереткина монастыря. Применение таких арок для уменьшения подкупольного отверстия не было новостью для псковских каменщиков — об этом свидетельствуют своды Благовещенского собора в Ка-
------ стр.196 ------
зани, построенного в 1562 году псковскими мастерами. Арочные тромпы, примененные под барабаном Ильинской церкви, также были хорошо знакомы псковским строителям XVI века. Паперти с большими открытыми проемами, в которых иногда могли даже вешать колокола, вероятно, встречались в Пскове XV — XVI веков, хотя потом бесследно исчезли. Небольшие, покрытые двухскатными крышами входы в подцерковье и погреба под притворами — тоже старый псковский прием, уходящий в XVI, а может быть, и в XV век. Полукруглые же бровки Ильинского храма прямо перекликаются с такими же бровками XV века.
Двухэтажные галереи, стеснившие четверик храма,— характерная черта псковских монастырских церквей XVI века. Лишь суженный барабан главы — признак XVII века, связанный с типичной для того времени формой луковицы, очень круто расширявшейся над барабаном (существующее полусферическое покрытие главы — позднее).
Один из интереснейших памятников псковской гражданской архитектуры — д в о р Т р у б и н с к и х на Званице. Построен он в конце 70-х или в начале 80-х годов XVII века. Его главное здание — пример богатых жилых палат с «встроенным» крыльцом и планом в виде «глаголя». Приемный этаж здесь был разделен на две половины — мужскую и женскую. Выход на двор из верхних жилых покоев был устроен не из женской половины, как в доме Печенко, а из мужской.
Трубинский ввел в своем доме порядки, несвойственные псковскому купечеству, а более походившие на боярские. Видимо, домашним хозяйством занимался дворецкий или ключник, а жена сидела в своей горнице или же в светлице, окруженной обширным деревянным гульбищем, развлекаясь вышиванием, пением или беседами. О том, что она, как, вероятно, и все женщины семьи, без разрешения главы семейства не могла показаться гостям, говорит устройство прохода из покоевого этажа в мужскую палату для приема гостей. Рядом с проходом был небольшой тупичок с сиденьем, специально предназначенный для человека, который следил за тем, чтобы никто без разрешения хозяина не мог здесь пройти.
Из столовой палаты мужской половины был ход в погреб, где хранились вина и всяческие дорогие угощения. Украшали эту палату (кроме стола, который во время пиров покрывался
------ стр.197 ------
богатыми скатертями и уставлялся красивои посудой) большая изразцовая расписная печь, киот с иконами и паникадила. Общая столовая палата была соединена с дополнительной палатой, предназначенной для приема особо почетных гостей. Именно в нее сходили из верхних покоев женщины для совершения «поцелуйного обряда». Жена хозяина, а иногда и другие представительницы женской части семьи выходили в богатых нарядах, держа в руках подносы с чарами вина. Каждый гость должен был выпить подносимую ему чару и поцеловать после этого угостившую его женщину. Иногда при этом дарили что-либо гостю на память.
Палаты Трубинских. План 2-го этажа.
1 — Крыльцо; 2 — Сени мужской половины; 3 — Мужская столовая палата; 4 — Палата для почетных гостей; 5 — Мужская потешная палата; 6 — Сени женской половины; 7 — Столовая палата женской половины; 8 — Женская потешная палата; 9 — Сени у выхода в сад; 10 — Кладовая
Столовая палата женской половины меньше мужской, она не имела дополнительной палатки для почетных гостей и не соединялась с погребом, где были вина. Видимо, все же и в палатах Трубинского (как ранее в Поганкиных палатах) не было очень строгого разделения на мужское и женское общество. Мужчины проходили в сад через женскую палату для увеселений.
В палатах Трубинского до сих пор сохранились в сенях второго этажа топливники, служившие для отопления верхних деревянных горниц. От этих топок горячие газы шли к облицованным изразцами обогревателям, стоявшим в третьем этаже.
------ стр.198 ------
Палаты дошли до нашего времени не только без деревянного верха, но и без некоторых каменных частей. Крыльцо мужской половины палат, поврежденное во время Великой Отечественной войны снарядом, было в 1948 году разобрано, передняя стенка его сложена заново, причем неточно. Подсобное здание двора, над которым в свое время было деревянное жилище для слуг, тоже не избежало больших разрушений и искажений.
Палаты Трубинских. Фасад со двора. Реконструкция
П а л а т ы П о с т н и к о в ы х, прозванные в XVIII веке «Мешком»,— постройка петровского времени, то есть последних годов XVII или первых годов XVIII века. Здесь, может быть впервые в Пскове, жилой покоевый этаж, который до этого всегда делался деревянным, построили из камня. Но над ним были все же еще деревянные горницы, причем отапливаемые печами. Весьма возможно, что Постниковы спали даже зимой не в каменных покоях, а в деревянных помеще-
------ стр.199 ------
ниях четвертого этажа. Помещения для приема гостей, занимавшие весь второй этаж, в этих палатах разделялись на мужскую и женскую половины. Крыльцо палат соответственно этому делению было двойным, то есть представляло собой два смежных крыльца (для женщин и для мужчин), верхние площадки которых соединялись проходом. Между ними располагалась сторожка. С верхней площадки одного из крылец в сени жилого покоевого этажа проходил переговорный канал, чтобы передавать наверх срочные сообщения, например о появлении на дворе гостей. Над подсобным дворовым зданием было деревянное жилище для слуг. Весь двор, в особенности его главное здание, отличается тяжелыми пропорциями и несвойственной более старой псковской архитектуре громоздкостью.
Теперь на Запсковье нам остается осмотреть еще четыре церкви — Воскресенскую, Варлаамскую, Образскую и Козьмодемьянскую с Гремячей горы.
Х р а м В о с к р е с е н с к о г о м о н а с т ы р я с о З в а н и ц ы принято датировать 1532 годом, на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Но от постройки XVI века если и осталось что-либо, то очень немногое. Крыльцо, притвор, звонница, южный придел и северная часть храма относятся к концу XVII века. Упрощенная конструкция сводов храма, при значительной его величине, плохо скругленный барабан — сделаны грубовато и не особенно умело. Так могли строить в Пскове в начале XVII века, после большого перерыва в практике каменного строительства, или в конце XVII века, когда каменщики стали порой допускать небрежность, но не в XVI веке. Может быть, от здания XVI века остались стены четверика, столпы и абсиды, но не более. Один из трех пролетов звонницы (левый) пристроен уже в XIX веке.
Небольшой одноабсидный х р а м и к В а р л а а м а н а 3 в а н и ц е датируется 1495 годом. Особенность его — пониженные подпружные арки под барабаном. Судя по тому, что притвор храма, построенный вместе с его основным четвериком, и с севера и с юга был открыт широкими проемами, у храма изначально были с двух сторон галереи и приделы. Позднее они не раз перестраивались, а теперешние южный придел и северная пристройка сооружены в 1875 году. Видимо, к тому
------ стр.200 ------
Церковь Воскресения на Званице
же году относится и крыльцо перед притвором. В конце XVII века при переделке крыши был надложен барабан, причем на нем сделан поясок из двух рядов зеленых печных изразцов.
О б р а з с к у ю ц е р к о в ь «у Ж а б ь е й Л а в и ц ы» псковичи поставили по обету в один день (разумеется, деревянную) в 1487 году. Когда ее заменили каменной — неизвестно. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века.
От ц е р к в и К о з ь м ы и Д е м ь я н а с Г р е м я ч е й г о р ы (принадлежавшей Гремяцкому монастырю), построенной в 1540 году, остались лишь стены четверика и абсиды. По следам на этих стенах видно, что первоначальный храм был окружен с трех сторон обычными для XVI века притворами, галереями и, быть может, приделами. Звонница стояла на юж-
------ стр.201 ------
ной стороне четверика. Глава была установлена на четырех столпах. В конце XVII века были сломаны его глава, своды и западная пара столпов, три старых притвора, галерея, приделы и звонница. С западной стороны сделали небольшой притворчик, к нему пристроили крылечко на двух столпах с небольшой колоколенкой над ним (они разрушились в недавнее время). Новая главка с очень маленьким глухим барабанчиком была поставлена на сомкнутый свод. Четверик был покрыт на четыре ската. В результате эта церковь приобрела совершенно другой облик, случайный и эклектический. В наше время она избавилась от части наслоений XVII века, но, однако, потерянные части XVI века ей не возвращены.
Недалеко от храма, несколько юго-западнее его, у склона Гремячей горы еще заметны в земле остатки монастырских палат, существовавших (и перестраивавшихся) еще в XIX веке.
Гремячая гора — одно из живописнейших мест Пскова. Таким оно было и в старину. Недаром какой-то богач XVII века поставил на ее склоне, в так называемых Волчьих ямах, свои великолепные жилые п а л а т ы, от которых ныне остались
------ стр.202 ------
лишь развалины. Под этими палатами были клети с полом, поднятым выше уровня наружной земли, хорошо освещенные большими «палатными» окнами и тщательно оштукатуренные и побеленные. Под их сводами по деревянным брусьям было легкое перекрытие, образующее второй ярус складочного помещения. Второй этаж состоял из больших приемных помещений, перекрытых сводами. Сени третьего, то есть жилого деревянного этажа, были каменными. В этих сенях до нашего времени сохранились остатки мусоропровода, устроенного при постройке здания.
Ниже этих палат, у самой речки — так называемая «Хлебопекарня» — сохранившаяся ч а с т ь с т р о е н и я к р у п н о г о к о ж е в е н н о г о з а в о д а последней четверти XVII века. В XIX веке в нем помещалась полковая хлебопекарня. В свое время это строение находилось на островке (проток, отделявший его от Запсковского берега, засыпан в XVIII веке). Очень большое по тем временам и необыкновенно прочно построен-
------ стр.203 ------
Церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы. Абсиды
ное, это здание занимало чуть ли не половину ширины островка. В первом этаже его размещались четыре просторные и высокие сводчатые палаты, с отдельными входами в каждую из них. Три из них до сих пор существуют, одна же разрушена уже давно. В двух самых обширных из этих палат большую часть площади занимали огромные чаны, в которых замачивались кожи. Поэтому окна были подняты очень высоко, чтобы чаны не затемняли палат. Оконные откосы и перемычки слиты заподлицо с глубоко врезавшимися в своды распалубками для того, чтобы от этих поверхностей отражалось как можно больше света. Свободная от чанов часть палат использовалась для обработки сырых кож. Над двумя из палат нижнего этажа, самыми обширными, был второй этаж, с такими же двумя помещениями, перекрытыми сомкнутыми сводами. В них происходила сухая обработка кожи. Во второй этаж входили по лестнице, устроенной в толще стены, разделявшей палаты. Снаружи вход ничем не был отмечен,
------ стр.204 ------
------ стр.205 ------
кроме дверного проема. Все здания обогревались большими печами, окна имели деревянные колоды с окончинами и наружные железные ставни.
Знакомящемуся с памятниками старого Пскова обязательно нужно совершить прогулку вокруг с т е н З а п с к о в ь я. Ее можно начать осмотром сравнительно хорошо сохранившейся К о з ь м о д е м ь я н с к о й б а ш н и (теперь ее называют Г р е м я ч е й), а потом пройти с внешней стороны стен до самых Нижних решеток (то есть до реки Великой). Полузасыпанные землей, местами совсем исчезнувшие, а местами даже сохраняющие древнюю обмазку, стены трогают своей подлинностью — их нигде не касалась еще рука реставратора. Сначала эти остатки кажутся слишком уж незначительными и не производят сильного впечатления. Но чем дальше, тем все более и более они действуют на воображение, и уже задолго до Варлаамского захаба осматривающий их оказывается в плену непередаваемого ощущения, которое вызывает этот
------ стр.206 ------
некогда грозный и в то же время прекрасный памятник горячей и деятельной любви псковичей к своему родному городу.
Окольный город | Содержание | Завеличье |