------ стр.217 ------
БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ ПСКОВА
Среди памятников, сохранившихся в окрестностях Пскова, особенно замечательны остатки С н е т о г о р с к о г о м о н а с т ы р я. В ряду монастырей и погостов, украсивших берега Великой от Псковского озера до города, Снетогорский монастырь отличался особенно красивым местоположением, был самым крупным и самым древним (его основали уже в XIII веке). К нашему времени от его старинных зданий оставались: Рождественский собор, построенный в 1310 году и вскоре расписанный фресками, трапезные палаты с церковью Николы при них, построенные в 1518 году, храм Вознесения с колоколь-
------ стр.218 ------
Снетогорский монастырь. Вид с реки Великой.
ней над ним — памятник начала XVIII века и «святые врата» монастыря со сторожкой, относящиеся к концу XVII века. Теперь от Вознесенского храма-колокольни, подымавшегося над всей округой на огромную высоту, остались лишь груда камней и мусора да глубоко ушедший в землю погреб. Трапезные палаты и храм Николы сохраняются в сильно измененном виде и почти недоступны для осмотра. Р о ж д е с т в е н с к и й с о б о р, как уже было сказано выше, в первоначальном виде повторял композицию Мирожского собора (уже с надстроенными западными углами), отличаясь лишь несколько иными пропорциями и иной обработкой верха барабана главы. В XV веке при нем появился притвор. В следующем веке этот притвор, видимо, был сломан, и с западной стороны собора сделали более обширную пристройку, сохраняющуюся до сих пор, которую, может быть, уже тогда соединили широкими проемами с самим храмом. Дверной проем этой пристройки украсили рос-
------ стр.219 ------
Собор Снетогорского монастыря.
писью, а выше, в большой нише, занимавшей среднюю треть наружной стены, написали фреску, которая до Великой Отечественной войны сохранялась на чердаке, под крышей более поздних пристроек. Ф р е с к о в ы е р о с п и с и поместили еще и в нишах на боковых фасадах храма. Впрочем, возможно, что в этих местах они были уже с XIV века, а в XVI веке их лишь реставрировали. Старая внутренняя роспись храма была подновлена. После осады Пскова в 1581 году храм и его фрески оказались сильно поврежденными, а при ремонте в последние годы XVI века росписи были забелены. До нашего времени они оставались под слоями побелки. В XVII веке к старой пристройке добавили с запада притвор, при входе в него сделали открытое крыльцо, щедро декорированное снаружи зелеными поливными печными изразцами, а изнутри — украшениями из фигурного кирпича с яркой раскраской. Этот притвор заслонил фреску XVI века на западной стене.
------ стр.220 ------
А – Собор Снетогорского монастыря в XIV веке. Реконструкция.
Б - Собор Снетогорского монастыря в XVI веке. Реконструкция.
В конце XVII века над храмом была сделана четырехскатная крыша. Она закрыла нижнюю часть барабана, который пришлось повысить, чтобы придать ему более стройные пропорции. Завершавший его ранее очень своеобразный пояс срубили, а выше сделали обычный пояс орнамента из впадин с кокошниками над ним (в 1950 году старый пояс был восстановлен).
Последним крупным переделкам собор подвергся в XVIII веке. Тогда к его западной стороне примкнула обширная пристройка, в которую были включены части притвора, сделанного в XVII веке, и его крыльцо. Приделы, устроенные в этой пристройке с северной и южной сторон, были соединены большими проемами, пробитыми в старых стенах, с частью здания, относящейся к XVI веку. Возможно, что только в XVIII веке
------ стр.221 ------
Собор Снетогорского монастыря. Интерьер.
------ стр.222 ------
сделаны каменные хоры храма. Такова в общих чертах история перестроек этого памятника.
Собор Снетогорского монастыря. Наличники входной двери.
Фрагменты снетогорских фресок — это все, что осталось от псковской монументальной живописи XIV века. Выполненная, как можно предполагать, в 1313 году, снетогорская роспись относится не к вершине расцвета стенной живописи Пскова, а лишь к началу его. Временем этого расцвета была вторая половина XIV века. Тогда вся Русь была захвачена новым направлением в изобразительном искусстве, связанным с общим подъемом ее экономики и культуры. Для этого направления характерно глубокое внимание к человеку, особенно к его внутреннему миру.
Псковские живописцы оказались в первых рядах последователей нового течения. В поисках новых тем они углублялись не только в признанные церковные писания, но и в запрещенные церковью апокрифические легенды и из них выносили на стены храмов новые сюжеты, вкладывая в их изображения значительную долю собственных мыслей и чувств. Огромный интерес и внимание к человеку сказывались в самом выборе
------ стр.223 ------
Собор Снетогорского монастыря. Фрески
------ стр.224 ------
Фрески Снетогорского собора. Святые
------ стр.225 ------
Собор Снетогорского монастыря. Фрески
------ стр.226 ------
Церковь Варвары в Петровском посаде
сюжетов, отражавшем стремление художников передать богатство внутренней жизни людей и разнообразие их внешнего облика, отражавшего эту жизнь. Стремясь раскрыть перед зрителем всю бездну человеческих переживаний, художник искал наиболее броское и захватывающее зрителей общее решение росписи, искал таких тем и композиций, в которых эти чувства и переживания выражались бы в резких, бросающихся в глаза позах и движениях, поражающих воображение. Художники выработали смелый стиль письма: «пробелА» (белильные блики), оживляющие фигуры, они наносили в быстрой энергичной манере, иногда слишком увлекаясь этими выразительными динамичными мазками.
Эти черты отчетливо проступили уже в снетогорской росписи, хотя она еще несколько архаична. Все композиции ее необыкновенно оживлены. Люди, изображенные художников двигаются, порой стремительно и порывисто, жестикулируют, они полны разными чувствами, по-разному их выражают и сами совершенно различны. Их движения то бурны, как в сце-
------ стр.227 ------
------ стр.228 ------
не «Успения», занимающей всю северную стену, то сдержанны, как в изображении «Введения во храм» (над дверью в жертвенник). Поразителен ряд святых (внизу восточной предалтарной стены). Несмотря на их однообразные положения и жесты, каждый из них — совершенно особенный человек как будто бы выхваченный из реальной жизни.
Общая цветовая гамма росписи к нашему времени коренным образом изменилась вследствие утери красок, положенных поверх подмалевка по уже подсохшей штукатурке, а также из-за выцветания некоторых непрочных красок. До сих пор нельзя еще с полной ясностью ее представить. В некоторых местах сохраняются положенные по кирпично-красному подмалевку яркая зелень с бирюзовым оттенком, темно-красный «багор» с малиновым оттенком, ярко-желтая краска, но в подавляющей части росписи они отсутствуют совершенно. Сильно изменился лазурный фон. В первоначальном колорите росписи кирпично-красная «черлень псковская», которой исполнен весь подмалевок, не играла такой роли, какую она получила теперь.
Утраты и искажения привели к тому, что роспись теперь не производит на входящего сразу того ошеломляющего воздействия, какое она, несомненно, оказывала в свое время. К ней нужно хорошо присмотреться, понять ее замысел и в конце концов по возможности мысленно «реконструировать», чтобы почувствовать всю ее былую красоту и своеобразие.
На середине пути от Снятной горы до Пскова, на самом берегу Великой, находятся остатки Петропавловского Сереткина монастыря — бесстолпный храм и развалины погребов монастырских палат. Своды П е т р о п а в л о в с к о й С е р е т к и н с к о й ц е р к в и — единственный дошедший до нас пример бесстолпного перекрытия с последовательно перекрещивающимися арками. Четверик храма, возможно, относится к XV веку. К нему примкнула пристройка начала XVII века с любопытной четырехпролетной звонницей, два пролета которой обращены на юг, а два — на запад. Во второй половине XVII века эта пристройка была повышена и расширена к западу и на северную сторону. Нынешняя колокольня надстроена над звонницей (пролеты которой при этом заложили), по-видимому, в начале XIX века. Звонница с западной и южной сторон была украшена крестами, сложенными из печных изразцов.
------ стр.229 ------
Эти любопытные изразцы можно видеть теперь только на южном фасаде. Наверху, под самыми столбами звонницы — тесная каменная «палатка», служившая, по преданию, кельей одному из псковских «духовных владык» XVII века, прославившемуся в свое время образованностью архиепископу Арсению. В палатке и расположенном рядом с нею более обширном помещении, примыкающем к основному четверику храма, сохраняются не испорченные переделками оконные проемы XVII века и живописная розоватая штукатурка того же времени. Полы были деревянными и давно уже не существуют.
Палаты монастыря стояли у самого берега реки, к юго-западу от храма, за пределами нынешней ограды. На их месте остались лишь погреба, своды которых уже местами провалились и засыпались землей.
На восточных и юго-восточных окраинах Пскова есть еще старинные храмы: Иоанна богослова с речки Милявицы, царя Константина и матери его Елены в бывшей Царевской слободе, Дмитрия с Поля, деревянный храм Варвары в бывшем Петровском посаде, а на юг от центра — Алексея с Поля.
Ц е р к о в ь И о а н н а б о г о с л о в а — памятник XVI века, имевший некоторое сходство с церковью Климента на Завеличье, но очень измененный перестройками. Первоначальные своды главной части храма, подкупольные столпы, глава, звонница, притвор, лестница, по которой всходили в этот храм, поднятый на высокое подцерковье,— не дошли до нашего времени. С северной стороны можно видеть боковой вход в четверик, сделанный при постройке здания и украшенный наличником. Вход находился на значительной высоте от земли, и подойти к нему снаружи можно было лишь по галерее или же (что менее вероятно) крыльцу с лестничным всходом. Эти боковые части здания тоже не сохранились. Они были сломаны при капитальных переделках в конце XVII и в XVIII веке. В это время четверик перекрыли сомкнутым сводом, на который поставили новую небольшую главу, восьмискатное покрытие заменили четырехскатным, вместо звонницы построили существующую теперь колокольню и внесли другие изменения, менее значительные, но тоже отразившиеся на облике здания.
И все же этот памятник сохранил очень многое из своей старой основы, а также некоторые детали, заслуживающие
------ стр.230 ------
внимания. Характерно для XVI века обрамление окна средней абсиды валиковыми разводами в форме креста. Оно пострадало при расширении окна, но по остаткам можно представить себе его былой вид.
К XVI веку относится и церковь К о н с т а н т и н а и Е л е н ы, сохранившая старый четверик, пострадавший от долгого пребывания его без крыши в XVII — XVIII веках. На барабане, сохранившем старую обработку,— керамические, покрытые зеленой поливой «кокошники» — деталь, характерная для псковской архитектуры XVI века. Паперть, южный придел и колокольня — поздние. Образец псковского монастырского храма XVI века — ц е р к о в ь Д м и т р и я тоже сохранила из первоначальных частей только четверик, хотя, видимо, в XV веке была с боковыми галереями и может быть, с приделами. Ц е р к о в ь В а р в а р ы построена в 1618 году. Она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Это единственный памятник деревянной архитектуры в Пскове. Ц е р к о в ь А л е к с е я с П о л я (находится на Советской улице)— монастырская бесстолпная церквушка XVI века, перестроенная в XVIII веке. Ее придел, притвор, колокольня, глава и перекрытие самого храма — поздние.
Завеличье | Содержание | Заключение |