Спегальский Ю.П.
Псковские часовни-усыпальницы
(Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып. 99. М., 1964).
(Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009)
К числу памятников псковской старины, незаслуженно обойденных исследователями, относятся остатки двух кладбищенских часовен-усыпальниц: на Мироносицком кладбище и у южной боковой абсиды церкви Николы на Усохе. Первый памятник давно известен любителям древностей Пскова, но тем не менее ему было уделено крайне мало внимания1. Существование второго было установлено в 1945 г. автором. Эта часовня в то время входила в объем гораздо более обширного строения, возведенного в конце XVIII в. при перестройке церкви2. В 1946 г. позднее строение было снесено, а старая часовня (точнее — ее верхняя часть) сохранена, частично реставрирована и открыта для обозрения.
Как можно видеть из обмера, выполненного в 1946 г. (рис. 1 - 1, 3), часовня Мироносицкого кладбища это — очень небольшая каменная постройка. Во время обмера она была покрыта четырехскатной крышей3. Проведенное тогда же обследование показало, что находящаяся теперь над поверхностью земли часть часовни — ее второй этаж, а нижний — погребальный склеп, перекрытый каменным сводом. Склеп при обследовании не был расчищен. Открыта верхняя часть его двери (рис. 1 - 1). Очевидно, пол часовни и порог входа в нее первоначально возвышались над уровнем земли не менее чем на 1,5—2 м. Расчистка верхнего слоя почвы у входа позволила обнаружить остатки каменных стен какой-то, уничтоженной позднее, первоначальной части сооружения, более широкой, чем сама часовня. По-видимому, это было крыльцо.
Под крышей часовни при обследовании обнаружена нижняя часть четырехгранного каменного шатра (рис. 1 - 1, 3). Поверхность его кладки, оставленная без тщательной отделки, не носила никаких следов воздействия воды, из чего следует, что каменный шатер был первоначально прикрыт кровлей4. Но в таком случае сооружение его было бы бессмысленно, если бы он не нес главки с каменным барабаном. Из изложенного видно, что современный вид этого памятника существенно отличается от первоначального. Здесь приводится примерная реконструкция его внешнего вида (рис. 1 - 4, 6).
Внутри часовни, на стене, противоположной входу, в нише сохранились остатки фрески, изображавшей «вседержителя», сидящего на троне с «предстоящими» по сторонам и двумя изображениями ангелов за троном. Ниже ниши с фреской — впадина, оставшаяся, по всей вероятности, от выломанной памятной плиты. По глубине впадины можно заключить, что эта плита была каменной5. Как видно по сохранившимся в других местах целым экземплярам и фрагментам, такие плиты, резанные из мягкого известняка, помимо надписей, украшались рельефными орнаментами, расписывались красками и местами украшались позолотой. В нишах, расположенных снаружи, первоначально могли быть тоже памятные плиты или живописные фресковые изображения.
Данных для точной датировки памятника пока нет. Архитектурные формы часовни, как и характер фрески, украшавшей ее интерьер, позволяют относить ее к первой половине XVII или ко второй половине XVI в.
Те же самые основные части характерны и для часовни-усыпальницы XVI в. у церкви Николы на Усохе6. Нижний этаж ее — помещение, служившее для захоронения, в которое входили через небольшую дверь, расположенную с правой стороны сооружения. Над склепом возвышалась собственно часовня, которая, в отличие от часовни на Мироносицком кладбище, бьша открытой (рис. 2 - 1, 3). Вход в нее, ведший с торца, первоначально не запирался, что было видно по отсутствию сделанных при подстройке приспособлений для навески и запора двери (такие приспособления были устроены позднее, вероятно в XVII в.). Боковые стены заменены здесь широкими открытыми проемами и лишь невысокие парапеты ограждали часовню с боков. Так же, как и в часовне на Мироносицком кладбище, порог входа был первоначально на значительной высоте над уровнем земли, из чего следует, что перед входом было крыльцо (рис. 2 - 5)7. Внутри, против входа, в нише сохранились остатки фрескового изображения Николы.
О чем же говорит существование этих двух памятников в Пскове? Были ли они в прошлом исключительными сооружениями, или же это случайно сохранившиеся остатки некогда распространенного вида построек? Играли ли они заметную роль в облике города, или нет?
Как известно, в древнем Пскове кладбища или, как их тогда называли псковичи «буи», находились не только за городом, но и в самом городе возле всех приходских и монастырских церквей. Их было немало8 и, без сомнения, они играли заметную роль в жизни города. Это были не только места погребения и поминовения умерших, но, по-видимому, и своего рода общественные парки, посещаемые и украшаемые горожанами. В псковской летописи под 1473 г. есть случайное упоминание о работах по озеленению и благоустройству одного из кладбищ Пскова — как раз того, которое было у церкви Николы на Усохе9. В послепетровское время псковские кладбища, находившиеся в черте города, были уничтожены, и над уровнем почвы в наше время не существует никаких остатков их. Часовенка над усыпальницей у абсиды церкви Николы сохранилась лишь благодаря тому, что она пристроена к церковному зданию и потому могла с удобством использоваться для нужд церкви. Уже с XVIII в., а может быть и раньше, была создана легенда о «чудотворности» образа Николы, написанного в нише внутри этой часовни, и часовня с большим успехом использовалась для привлечения богомольцев. Точно так же, лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств, уцелела до нашего времени усыпальница на Мироносицком кладбище. Хотя это расположенное за городом кладбище не было упразднено, но и здесь такая постройка не сохранилась бы, если бы она не потребовалась для каких-либо практических целей. Таким образом, сохранности этих памятников благоприятствовали особые обстоятельства. В то же время трудно себе представить, чтобы на кладбищах в черте города, где погребалось немало богатых псковичей, не было бы еще памятных сооружений такого же типа. На северной стене придела церкви «Василия на горке» в Пскове в 1946 г. автором были обмерены следы примыкания сооружения, совершенно аналогичного часовне у Николы на Усохе, сломанного в конце XVII в. при перестройке. По-видимому, часовня-усыпальница у церкви Николы не была в свое время единственной.
Есть все основания полагать, что оба описанные здесь памятника предоставляют собой варианты распространенного в древнем Пскове типа здания, кстати сказать, типа прекрасно выработанного. Такие миниатюрные постройки не требовали больших средств на их осуществление, но, однако, были очень хорошо приспособлены к своему назначению. В них было место для захоронений, место для уединенной молитвы, места для надежной установки памятных плит, служивших для увековечения памяти усопших. Несмотря на крайне небольшие размеры, эти часовни, как видно по сохранившимся, были весьма заметными сооружениями, способными украсить не только кладбища, где они находились, но и окрестный пейзаж, так как они возвышались над кладбищенскими оградами.
В связи с этим, нельзя не обратить внимания на одно, остававшееся до сих пор неистолкованным, место в записках Вундерера, посетившего Псков в 1590 г. Описывая Псков, Вундерер, между прочим, отмечает, что они «видели в городе повсюду много пирамид трех - и четырехугольных от 10 до 20 локтей вышиной и довольно широких, на которых было много надписей буквами из свинца и меди»10. Надо полагать, что это сообщение Вундерера не плод его фантазии, а вызвано реальными наблюдениями, но в него вкрались неточности. Не были ли это часовни-усыпальницы? Вундерер, не видя сперва за кладбищенскими оградами нижних их частей, а замечая главным образом их шатровые пирамидальные верхи, мог назвать их «пирамидами». Он мог ошибиться, приняв некоторые из шатров за трехгранные. В то же время указанная им высота шатров правдоподобна. Что касается «букв из свинца и меди», то свинцово-серые или же позолоченные буквы памятных плит, вырезанных из светлого известняка, очень легко можно было принять за металлические. Памятные плиты могли вделываться не только внутри, но и снаружи часовен. Вундерер привел содержание трех из этих надписей. При всей неточности их «перевода» все же совершенно ясно, что это были надгробные эпитафии11. Упоминание Вундерера о надписях и содержание их убеждают в том, что описанные им «пирамиды» были не чем иным, как часовнями-усыпальницами, подобными той, остатки которой сохранились на Мироносицком кладбище. Из свидетельства этого путешественника можно видеть насколько распространенными были в городе эти постройки и насколько существенную роль они играли в облике Пскова XVI в.
_______________
1 - Единственное упоминание о нем в литературе по Пскову принадлежит Н. Ф. Окулич-Казарину. Вот оно полностью: «У юго-западного угла церкви обращает на себя внимание низенькая (2,5 арш.), сложенная из плиты, часовенка на двух толстых низких столбах. По одним сведениям под нею погребен какой-то митрополит, а по другим — в ней спасался некий подвижник». Н. Ф. Окулич-Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911, с. 256. назад
2 - А. Князев считал именно часовню XVIII в. древней, причем более древней, чем сама церковь Николы на Усохе. Части старинной часовни, вошедшие в состав новой, были тогда скрыты и неразличимы и потому не было возможности догадаться о их существовании и тем более о первоначальном виде старинной часовни. Возможно, что А. Князев основывал свое мнение отчасти на наличии внутри часовни старинного изображения Николы, написанного фреской в нише на наружной поверхности абсиды церкви, отчасти на «предания»,
созданном причтом этой церкви. А. Князев. Указатель достопамятностей города Пскова. М., 1858, с. 17. И. И. Василев дословно повторил это утверждение А. Князева. И. И. Василев. Историко-статистический очерк города Пскова. Псков, 1878, с. 66. назад
3 - В 1957 г. псковская реставрационная мастерская сделала над ней шатровое покрытие с главкой над ним, по проекту Б. С. Скобельцина назад
4 - Осмотр поверхности шатра показал, что кровля не прикреплялась непосредственно к кладке шатра, т. е. была сделана по опалубке, очевидно, пришитой к уложенным по поверхности шатра деревянным подкладкам. назад
5 - Кроме каменных, известны псковские памятные керамические плиты XVI в., покрывавшиеся темно-зеленой поливой. Их толщина значительно меньше, чем каменных плит. назад
6 - О датировке этой часовни cм: Ю. П. Спегальский. Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове «Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 3. М., 1961, с. 85. назад
7 - О степени достоверности реконструкции отдельных частей часовни см.: Ю. П. Спегальский. Указ. соч., с. 83—84. назад
8 - В XVI в. в Пскове насчитывалось около 130—140 церквей. назад
9 - «Тоя же весне около буя святого Николе у Волочком конци каменем оделав и врата каменыя изрядив, и садом яблонями насадили». Псковские летописи, т. II. М., 1955, с. 193. назад
10 - Перевод сделан с немецкого текста: J.Wunderer. Reise nach Moskau und Schweden, 1590. (Fichrd, FrankfurtischesArchiv fur altere deutsche Literatur und Geschichte. 1812, с.201 - 217). назад
11 - «Я, Скамай, сражаясь за отечество, умертвил 31 неприятеля и наконец Ролвоном шведом убитый в сражении, здесь почиваю»; «Гроза притеснителей и защитник угнетенных, богатый ранами и летами опоясанный мечом, здесь почивает Шитак»; «Пусть другие стяжали славу военными подвигами, а я, Палицкий, заботясь о мире, заслужил бессмертную славу». — Извлечения, сделанные Ф. Аделунгом на немецком языке, перевод А. С. Клеванова. — ЧОИДР, 1863, кн. вторая. М., 1863 с. 269. назад