------ стр.111 ------

Палаты Трубинского.134 Одним из самых интересных памятников древнепсковской гражданской архитектуры является двор купцов Трубинских на Запсковье.

Семья Трубинских была в числе наиболее известных и богатых псковских купеческих семей не только в последней трети XVII в., но и в XVIII в.

По-видимому, Трубинские продолжали владеть этими палатами в XVIII и в середине XIX в. В дальнейшем здание принадлежало владельцу табачной фабрики Агапову, от которого перешло к Мейеру — последнему частному владельцу этого здания.

В первой половине XIX в. дом этот был обитаем. В его главных сенях еще в 1948 г. можно было видеть остатки лежанки, об-

_______________

134 - Находятся на улице Леона Поземского, д, № 20 (на углу Трубинского переулка). На плане города (см. Приложение) обозначены № 164. Упоминания и краткие описания имеются у М. В. Толстого (Святыни и древности Пскова), И. И. Василева (Историко-статистический очерк города Пскова), А. Князева (Указатель достопримечательностей г. Пскова), К. Г. Евлентьева (Указатель вещественным памятникам), Н. Ф. Окулич-Казарина (Спутник по древнему Пскову), В. Лаврова и П. Максимова (Псков). У И. Э. Грабаря (История русского искусства) они спутаны с палатами Ямского. Обстоятельное описание и обмер сделаны И. В. Рыльским (Гражданское зодчество в Пскове). Обмер И. В. Рыльского дополнен автором в 1948— 1949 гг.  назад

------ стр.112 ------

лицованной изразцами первой половины XIX в. В этих же сенях оставались следы перегородок,135 свидетельствовавших о том, что дом в XIX в. был перепланирован и часть сеней превращена в жилое помещение.

При Агапове дом стали использовать как склад. Складом он оставался до 1941 г.

В 1941 г. здание лишилось крыши, а своды главного крыльца были пробиты снарядом. В 1948 г. его покрыли, но при этом уничтожили фасадную стену крыльца, восстановив ее с существенными отступлениями от прежнего вида.

Обмер и обследование здания, проведенные в 1948 г., позволили дополнить и уточнить обмеры И. В. Рыльского. К сожалению, лицевая стена выступающей задней части дома почти полностью сломана и переложена. В ней сохранились лишь отдельные участки кладки XVII в. Между тем эта стена представляла бы для исследователей древнепсковской гражданской архитектуры немалый интерес. Как показывает сравнение палат Трубинского с однотипными им палатами Ямского (к которым мы перейдем дальше), а также сохранившиеся на месте следы, эта выступающая часть здания имела в верхнем этаже деревянное гульбище, огибавшее ее с трех сторон. Вход в нее был украшен богато обработанным порталом,136 от которого остался лишь небольшой фрагмент (рис.91).

Основная часть дома до начала Великой Отечественной войны находилась в хорошей сохранности. Во время войны здание пострадало от пожара.

Особенность палат Трубинского заключается прежде всего в том, что они имеют две столовые палаты. Одна из них — более обширная и благоустроенная — выходит, как это и полагалось палате, предназначенной для пиров, на наиболее видное с улицы место — в торец дома у перекрестка улиц. Хорошо освещенная большими окнами, она имела по одну сторону входных дверей киот, вставленный в нишу,137 а по другую — изразцовую, орнаментированную и расписанную цветными поливами печь. Вопреки прежнему обыкновению, печь была поставлена не на полу, а на фундаменте, и потому ее основание сохранилось, что позволило точно установить размеры печи.

Удалось найти обломки изразцов этой печи — типичных печных изразцов XVII в., распространенных в то время в Пскове. Рядом с печью, в особом выступе, сделана невысокая дверь с трапециевидным верхом. Она выходила на лестницу, которая вела в погреб, где, вероятно, хранились, кроме прочих ценностей, вина.

Другая дверь из столовой вела в небольшую палату, хорошо освещенную и украшенную изразцовой печью. Видимо, это дополнительная комната для приема почетных гостей, которая стала уже обязательной принадлежностью столовой палаты в богатых домах.

Олеарий, описывая как его принял в 1643 г. в Москве Шляховский, рассказал, что в знак особого почета хозяин отозвал его от общего стола в другую комнату, где к нему вышла жена хозяина и поднесла ему три чарки. Затем гость должен был поцеловать хозяйку. После этого хозяйка преподнесла гостю богато украшенный носовой платок.138 Видимо, обычай отдельно принимать и угощать весьма почитаемых гостей во второй половине XVII в. проник и в Псков.

В глубине описанной комнаты, за арками и столбом, была дверь на лестницу, поднимавшуюся в небольшую каменную светлицу над верхней площадкой крыльца.139 Рядом с проходом на лестницу находился тупичек, в котором на каменном приступке было устроено сиденье.140 Это сиденье предназначалось, очевидно, для человека, обязанного следить за лестницей. Без сомнения, это было необходимо во время приема гостей для того, чтобы ктонибудь из посторонних не мог пройти наверх в жилые покои и чтобы из домашних покоев женщины и девушки не могли бы спускаться к гостям без разрешения.

Нельзя не отметить, что этот выход для женщин, одетых в богатые блестящие цвет-

_______________

135 - Следы перегородок заметил И. В. Рыльский, но объяснил их ошибочно как следы арок (см.: И. В. Рыльский, ук. соч., стр. 50, черт., л. 11).  назад
136 - У архитектора П. Д. Барановского сохранилась фотография этого входа, снятая им в начале XX в.  назад
137 - Уже в XVII в., видимо в связи с изменением формы или размеров киота, эта ниша была заложена, а для укрепления киота был вделан в кладку железный пробой.  назад
138 - О л е а р и й, ук. соч., кн. 2, гл. 7. — Описания этого обряда приводятся в записях ряда других иностранцев.  назад
139 - При К. Г. Евлентьеве (в 70-х годах XIX в.) этот «теремок» был еще цел (см.: К. Г. Е в л е н т ь е в. Указатель. . . Пск. губ. вед. за 1873 г., № 50).  назад
140 - Остатки коридорчика и ниши с сиденьем были уничтожены в 1948 г.  назад

------ стр.113 ------

Рис.89. Четвертые палаты Меншиковых. Остаток одного из крылец. Фото Н.К.Егорова

------ стр.114 ------

ные платья, обшитые золотыми кружевами, унизанные жемчугом головные уборы и легкие прозрачные покрывала, шитые золотом,141 из затененной повышенной на ступеньку глубины комнаты, отрезанной арками и столбом, был устроен очень удачно, с полным учетом того художественного эффекта, какой производила вся картина. Столб и арки здесь были сделаны мастерами именно только из художественных соображений, так как конструктивной необходимости в них не было ни малейшей.

Рис.90. Палаты Трубинского. По И.В.Рыльскому.
Рис.90. Палаты Трубинского. По И.В.Рыльскому.

Вторая столовая палата находится в противоположном торце дома. Окна ее выходили не на улицу, а во двор, она меньшего

_______________

141 - Такой костюм (под названием «костюма Торопчанки» так как сохранялся в XVIII в. в Торопце) до 1941 г. существовал в Псковском музее. В настоящее время в фондах Псковского краеведческого музея есть портрет женщины в такой одежде.  назад

Рис.91. Палаты Трубинского. Планы этажей.

Рис.91. Палаты Трубинского. Планы этажей.
а - первый этаж; б - второй этаж; в - третий этаж

------ стр.115 ------

размера и более скромна. Все говорит за то, что это была столовая хозяйки дома. Мысль о том, что дом Трубинских имел особую столовую для жены хозяина, была высказана И. В. Рыльским, но он ошибался, принимая за женскую столовую помещение, расположенное направо от главных сеней, а указанную здесь палату считал запасной комнатой для пиров с «особо почетными гостями». Через сени против каждой столовой должен был находиться «веселый покой», и, следовательно, помещение направо от главных сеней, несомненно, являлось «веселым покоем» мужской половины.

Для приема особо почетных гостей столовая палата, выходившая в глубину двора, никак не подходила уже хотя бы потому, что она удалена от «опришного» погреба с винами и не имела непосредственной связи с верхом, откуда к гостям выходили женщины. Сени этой палаты бедны и тесны и вход в них со двора лишен крыльца.

Зато она как нельзя лучше отвечала требованиям, предъявляемым к пировой палате жены знатного человека. Такая палата не должна была иметь связи с винным погребом, так как женщинам не предоставлялось возможности бесконтрольного доступа к винам. Именно здесь, в дальнем конце дома, с окнами выходившими во двор, столовая жены, как и вся женская половина, была как раз на месте.

При столовой палате женской половины имелась своя «веселая палата», расположенная через сени от столовой. К ней примыкала выступающая на задний фасад, теперь полуразрушенная часть дома с двумя помещениями в этом этаже. Одно из них (поменьше), несомненно, — сени, через которые был проход, как надо полагать, в сад, расположенный за домом. Помещение рядом с этими сенцами, судя по разнообразного вида нишам и шкафам в его стенах и слабому освещению (здесь могло быть не более двух окон), служило кладовой, вероятно, для хранения ценной утвари и вещей, необходимых при приемах гостей, а также другого домашнего имущества.

Так как почти все наружные стены верхнего, т. е. третьего, этажа этой выступающей части здания сломаны, то о нем судить трудно. Можно лишь предполагать, что наверху здесь было светлое помещение для дневного пребывания обитателей женской половины, для рукоделия и отдыха и небольшие сени. Вокруг этих помещений шел балкон. Об этом свидетельствует выходивший на него дверной проем, который сохранился до настоящего времени.

Из сеней женской половины палат проходил коридор, огибающий кладовую и выходящий в сторону хозяйственного двора, т. е. представляющий собою черный ход. В месте выхода этого коридора наружу до сих пор сохранилась железная связь, которая свидетельствует о существовании здесь первоначально каменного выступа, позднее уничтоженного или обрушившегося.

Здесь невозможно было бы устроить выход без такого выступа, который должен был несколько нависать над стеной первого этажа, почему и требовал скрепления его связями со стеной. Обращает на себя внимание торчащая из кладки стены большая, заложенная при постройке палат скоба с заостренным загнутым и заершенным коцом. Такие скобы и теперь употребляются для прикрепления деревянных брусьев или бревен к каменной кладке. Она свидетельствует о том, что в этом месте к кладке примыкала какая-то деревянная часть здания. По-видимому, это было крыльцо для слуг.

Как мы убедились, все помещения каменных этажей дома являлись непокоевыми. Как и в предшествовавших псковских домах, жилые хоромы и здесь были деревянными и были расположены над каменными приемными и складочными помещениями. Даже беглый осмотр палат Трубинского подтверждает такое предположение. Наверх, в теперешний чердак, ведут три лестницы: с верхней площадки крыльца, из больших сеней и из комнаты рядом со столовой палатой. Сомневаться в том, что эти лестницы вели в верхние деревянные горницы, не приходится. Но это можно подтвердить еще наличием в верхнем каменном этаже двух сохранившихся топливников, служивших для обогревания деревянного этажа. Один из них находится рядом с печью мужской столовой палаты, в больших сенях, другой расположен в углу черного хода из хозяйкиных сеней. Все сени в палатах Трубинских были холодными. Окна и наружные двери их закрывались только железными ставнями и железными дверными створами, но именно из сеней часто устраивали топки печей, чтобы не впускать истопников в парадные палаты.

Устройство указанных топливников таково, что они могли обогревать только третий этаж. Они представляли собою весьма

------ стр.116 ------

объемистые топки с подом, расположенным примерно на уровне пола. На высоте около 2 м от пода топка начинает пирамидально сужаться кверху и, наконец, переходит в канал сечением, в одном случае 70х70 см, в другом — 75х100 см (если учесть, что они имели внутри кирпичную офутеровку, то первоначальное их сечение было меньше). Как показал осмотр одной из топок (менее заваленной мусором), под ее был выстлан подовым кирпичом по глине. Кирпичная выстилка пода, сильно обгорелая и растрескавшаяся, покрыта слоем золы. В нижней части топки, под мусором, сохранилась еще облицовка стенок топки, сделанная печным кирпичом XVII в. по глине. Без сомнения, не только топка, но и пирамидальный переход к хайлу, хайло и канал были офутерованы кирпичом, так как плитная кладка нигде не обгорела.

Восстановить планировку и вид деревянных этажей палат Трубинского можно только очень приблизительно (рис. 91, б). Но попытаться сделать это необходмо, так как самая точная реконструкция только каменной части не может еще дать правильного представления об этом здании. Как ни кажется на первый взгляд трудной попытка представить себе былой деревянный верх палат Трубинского, основания для такой попытки все же у нас имеются. Таким основанием прежде всего является верхний абрис каменной части дома и расположение на нем выходов лестниц из каменного этажа, расположение каменной светлицы и выступавшего кверху третьего каменного этажа, а также положение устьев топливников и дымовых печных каналов. Возможная планировка деревянного этажа показана на рис. 91, в.

Для того чтобы судить о назначении отдельных частей деревянного верха, необходимо учитывать их расположение в общей планировке участка и их связь с помещениями нижнего приемного этажа. Женская половина обращалась по возможности в глубь участка. На людную улицу выходила половина мужа, хозяина дома. Следует отметить, что именно мужская половина этих хором имела прямой выход на верхнюю площадку крыльца, минуя сени, т. е. беспрепятственный проход во двор. Это представляет собою полную противоположность устройству «дома Печенко», где именно горницы жены были непосредственно связаны со двором. Такая особенность планировки здания подтверждает, что Трубинский не только при приемах гостей, но в какой-то мере и в домашнем быту своей семьи соблюдал аристократические обычаи, которые не позволяли жене знатного господина заниматься домашним хозяйством. В «доме Печенко» существовали порядки, более типичные для псковского купечества; жена, по-видимому, была домовитой хозяйкой, идеал которой так хорошо описан в «Домострое». Она должна была раньше всех встать, разбудить слуг, задать им работу, выдать продукты и материалы и вести все хозяйственные дела, проверяя все, поощряя и наказывая слуг, «а сама бы государыня отнюдь ни како же ни которыми делы, опрично немощи без дела не была, ино и слушкам на нее смотря повадно делати».142

Жена Трубинского, наверное, большую часть времени проводила в своих горницах или в светлице, занимаясь вышиванием и разговорами с сенными девушками, мамками или с приходящими женщинами, и не смела никуда выйти без позволения мужа, а хозяйством в доме руководил ключник.

Невозможно представить, чтобы над сенями мужской половины и крыльцом нарядных и богатых по композиции палат Трубинского не было деревянной вышки и гульбища (рис.92, 93). Каменный теремок, который возвышался над крыльцом, по-видимому, служил им основанием. От внутреннего убранства палат, кроме нескольких небольших обломков изразцов печи из столовой палаты, не сохранилось ничего. Бесследно исчезли полы и околостенные лавки. Оконные и дверные колоды, сохранявшиеся до 1941 г., сгорели. Только в одной из внутристенных лестниц, заложенной и засыпанной мусором в XIX в., сохранилась деревянная дверь XVII в.

Первоначальное покрытие дома было черепичное. Черепица, видимо, заготовленная заранее на месте постройки, и ее обломки случайно попали в первоначальную кладку здания.143 Это была большого размера красная, неполивная, S-образнаячерепица, обычно называемая «голландской».

_______________

142 - «Домострой», гл. 29.  назад
143 - Примерно в середине XVII в. черепичное покрытие (по крайней мере, для более или менее богатых зданий) было в Пскове обычным, почти обязательным. Остатки его попадаются почти на всех памятниках.  назад

------ стр.117 ------

Рис.92. Палаты Трубинского. Фасад с улицы. Реконструкция.
Рис.92. Палаты Трубинского. Фасад с улицы. Реконструкция.

------ стр.118 ------

Рис.93. Палаты Трубинского. Дворовый фасад. Реконструкция.
Рис.93. Палаты Трубинского. Дворовый фасад. Реконструкция.

 


Четвертые палаты Меншиковых Оглавление Палаты Ямского

 

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz