------ стр.101 ------
ДОВМОНТОВ ГОРОД
В начале существования Пскова Довмонтов город, видимо, представлял собой обычное поселение посада. Возможно, уже в XII веке на его территорию перешел княжий двор. Здесь, как мы уже знаем, с этого времени стали возводиться княжеские храмы и монастыри. Ко времени же признания самостоятельности Пскова в Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными, купеческими и церковными объединениями города. Общественные постройки — корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них — вытеснили отсюда не только рядовые дворы посадских людей, но и княжий двор со всеми сопутствовавшими ему учреждениями и строениями, перешедшими в Старое Застенье22. Западная сторона, где, вероятно, располагался княжий двор, особенно юго-западный угол Довмонтова города, оставалась занятой гражданскими зданиями. На остальном же пространстве начиная с XIII века, помимо прочих построек, вырастало все больше и больше церквей. В XV—XVI веках здесь одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых были далеко не маленькими. При них были приделы, притворы, галереи, палатки, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища с оградами и воротами. На этих кладбищах погребали, конечно, богатых людей, и над некоторыми захоронениями, вероятно, возвышались часовенки.
Особенности существования Довмонтова города, сложившиеся во времена расцвета древнего Пскова, придали ему облик, резко отличный от облика Крома. На Крому решались тогда главным образом наиболее важные государственные вопросы и свершались при стечении народа всего Пскова торжественные обряды, имевшие общепсковское значение. Довмонтов же город оживляли многочисленные и хлопотливые повседневные
------ стр.102 ------
прозаические дела. Каждый день здесь собиралось множество людей, заполнявших гридницы и храмы, сновавших по улочкам и дворам. Тут не было площади, способной сразу вместить многотысячные толпы; тесную застройку разрезали лишь две узкие улочки да небольшие переулки. Зато было множество уголков, двориков и буев у церквей и гражданских общественных зданий.
Величавая спокойная грандиозность и лаконичность Крома в Довмонтовом городе сменялась дробностью застройки, живописным сочетанием разнообразных строений, обилием чередующихся одна за другой перспектив, замкнутых и тесных. Глаз не встречал здесь крупных форм, обширных поверхностей, залитых светом или покрытых сплошной тенью. Тень перерезалась повсюду пятнами света, а свет дробился и разбивался тенями на изломах каменных стен, на абсидах и барабанах храмов, звонницах, крышах, колоколах, воротах, избах, искрился на блестящих главах, золоченых крестах и изразцовых украшениях церковных верхов. Каменные здания перемешивались с деревянными. Только широкие плоскости кромских Першей, высоко поднимавшихся над Довмонтовым городом, да пояс его собственных стен, обрамляя всю эту картину, умеряли ее пестроту.
За тяжелые годы конца XVI — начала XVII века Довмонтов город пришел в упадок. Многие постройки его разрушились. В конце XVII века в нем оставалось только одиннадцать храмов. Жизнь здесь уже не кипела, как прежде. Но в какой-то мере и в XVII веке Довмонтов город сохранял значение общегородского центра. Кроме церквей, в нем тогда располагались здания административного назначения: Съезжая, Приказная и Дьячья избы, Дворцовый приказ и другие казенные строения. Конец XVII века внес в застройку Довмонтова города новую черту: на его южном краю, на месте обветшавшей уже крепостной стены выросли большие каменные здания и среди них крупное лаконично решенное здание Приказных палат, как бы перекликавшееся с новым Троицким собором. В 1701 году земляное укрепление, присыпанное к восточной стене Довмонтова города, скрыло под собой четыре храма. Остальные постройки, оказавшиеся в XVIII—XIX веках ненужными, ветшали и сносились. Ко второй половине XIX века здесь остались лишь Приказные палаты.
------ стр.103 ------
Сравнительно недавно археологи начали расчищать основания храмов Довмонтова города, сломанных в XVIII-XIX веках23. Стоит потратить время на осмотр этих останков, так же как и тех частей храмов, которые выступают теперь из-под насыпи 1701 года. Нигде не было места, подобного псковскому Довмонтову городу, и никакие аналогии не помогут представить себе его вид в XV—XVII веках. Только бродя между раскопанными основаниями его храмов, представляя их в первоначальном виде, в тесном окружении кладбищенских часовен, оград, ворот, мысленно группируя вокруг них другие храмы с их буями, деревянные избы и ограды, каменные гридницы с их крыльцами и дворами, можно приближенно вообразить себе эту удивительную картину.
------ стр.104 - 105 ------
Схема расположения основных памятников в центре Пскова
А — Кром; Б — Довмонтов город; В — Средний город; Г — Окольный город; Д — Запсковье; Е — Завеличье; 1 — Перши; 2 — Троицкий собор; 3 — Колокольня; 4 — Приказные палаты; 5 — Церковь Михаила архангела; 6 — Церковь Василия на Горке; 7 — Церковь Николы на Усохе; 8 — Церковь Одигитрии; 9 — Бурковский костер (Мстиславская башня); 10 — Остатки южной стены Среднего города; 11 — Двор Русиновых; 12 — Церковь Петра и Павла; 13 — Палаты Ямского; 14 — Палаты Гурьева; 15 — «Солодежня»; 16 — Подызбица XVII века; 17 — Дом Печенко; 18 — Церковь Николы от Торга; 19 — Церковь Покрова от Торга; 20 — Церковь Анастасии; 21 — Нововознесенская церковь; 22 — Палаты Поганкиных; 23 — Двор Подзноевых; 24 — Палаты у Сокольей башни; 25 — Первые палаты Меншиковых; 26 — Вторые палаты Меншиковых; 27 — Третьи палаты Меншиковых; 28 — Палаты на Романовой горе; 29 — Старовознесенская церковь; 30 — Церковь Преполовения; 31 — Церковь Георгия со Взвоза; 32 — Церковь Иоакима и Анны; 33 — Церковь Покрова и Рождества; 34 — Покровская башня; 35 — Остатки Свинорской башни; 36 — Остатки Петровской башни; 37 — Михайловская башня; 38 — Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья; 39 — Здание XVII века; 40 — Церковь Богоявления; 41 — Ильинская церковь; 42 — Двор Трубинских; 43 — Двор Постниковых; 44 — Церковь Воскресения; 45 — Церковь Варлаама; 46 — Образская церковь; 47 — Церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы; 48 — Палаты в Волчьих ямах; 49 — Здание кожевенного завода XVII века; 50 — Гремячая (Козьмодемьянская) башня; 51 — Глухая башня; 52 — Волковская башня; 53 — Загряжский захаб; 54 — Варлаамский захаб; 55 — Варлаамская башня; 56 — Церковь Успения у Парома; 57 — Мирожский монастырь; 58 — Церковь Климента; 59 — Церковь Николая от Каменной ограды; 60 — Собор Ивановского монастыря.
------ стр.106 ------
Не представляя ее, невозможно почувствовать, какое впечатление производило в свое время здание Приказных палат. Построенное и отделанное за 1693—1695 годы, оно действительно, как писали об этом в отчете псковские дьяки, было сделано «самым добрым мастерством». Фундаменты, основанные на глубоко залегающей здесь скале, стены и своды сложены из крупной хорошо отесанной плиты. Все здание связано прочными железными связями. Окна были перекрыты плоскими перемычками из рядов широких плит, проложенных арматурой из полосового железа. Безукоризненно чисто и правильно были сделаны все углы, плоскости, детали, например испорченные теперь ниши с обрамлениями над входом в палаты. Благодаря огромной, не совсем обычной даже для XVII века, прочности, это здание дожило до нашего времени, потеряв лишь крыльцо и внутреннюю и наружную отделку, да первоначальную форму окон, переделанных в начале XIX века24.
Недавно было найдено описание Приказных палат, посланное в Москву с отчетом о постройке. Оно дает представление о несохранившихся частях и деталях этого здания. Вход в приемный верхний этаж Приказных палат был из Довмонтова города по большому каменному крыльцу, устроенному «на отлете». Обширная нижняя площадка (рундук) крыльца, поднятая над землей на несколько ступеней, была перекрыта сводами, покоившимися на четырех «великих» восьмигранных столпах. Лестничный всход вел на верхний рундук, открытый, как и всход, на обе стороны большими проемами, перекрытыми арками, опиравшимися на стену палат и на два столпа «бочками» (то есть с выпучинами, напоминавшими бочки). Все крыльцо было покрыто сводами и связано железными связями, видными в его проемах. Над проходом в палаты на верхнем рундуке сделали три ниши, обрамленные гранеными наличниками. В средней нише был вставлен «образ всемилостивого спаса нерукотворенного», в правой — вырезанная на каменной плите «обронной резью» «псковского господарства печать», то есть псковский герб (рысь с поднятой лапой) «с подписью и с каймами, золочена красным золотом». В левой нише была вставлена «керамида», то есть каменная резная раскрашенная и украшенная позолотой плита с надписью о построении здания, обрамленной орнаментальной каймой.
------ стр.107 ------
Одна из двух палат второго этажа, та, в которой сидели бояре, по сводам и стенам была расписана «стенным личным (то есть с изображениями ликов святых) письмом», «с облаками и с каймами». «Венцы у всех образов, и ризы, и в своде, и облаках звезды — писаны золотом»,— говорит описание.
Крыльцо палат было покрыто над верхним и нижним рундуками «бочками большими», обитыми деревянной чешуей. Лестница крыльца была покрыта «тесом гладким» с прокладкой больших двойных листов бересты. «Бочки» завершались вверху охлупнем — коньковым бревном с прорезными гребнями и были украшены резными подзорами. Самые палаты были покрыты высокой крутой тесовой кровлей на четыре ската, с «обламами», то есть с переломом в нижней части кровли, от которого книзу шла более пологая часть — «полица». В крыше
------ стр.108 ------
было сделано восемь слуховых окон — «з длинных сторон по три окна, а с поперечных сторон по одному окну бочками». Крыша была кругом украшена резными ажурными подзорами и охлупнями с прорезными гребнями. На гребнях были три флюгарки (прапоры) из луженого железа. На средней был написан золотом друглавый орел в золотом орнаментальном обрамлении. На других прапорах были вырезаны лев и единорог. «Вертела» над прапорами заканчивались серебряными розетками. Прапоры были укреплены в разделяющих верхний гребень крыши стойках, заканчивающихся сверху «шеломами». Сверх «шеломов» были еще круглые «яблоки», облицованные луженой жестью с выбитым на ней орнаментом.
На нижней части кровли, на «обламах», были сделаны покрытые росписью деревянные перила «для ходу» с точеными балясинами и «яблоками» над столбами. Внутреннее убранство дополнялось обитыми красным сукном лавками у стен, изразцовыми печами, киотами с иконами, столами, покрытыми алым сукном и уставленными подсвечниками, ларцами и другими принадлежностями канцелярского быта того времени, на которые уходило иногда немало труда и выдумки мастеров прикладного искусства.
Приказные палаты были очень искусно вписаны в их окружение. Поставленные на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, они акцентировали его границу с площадью Старого торга, зрительно закрепляли ее. По-разному, но в одинаковой степени эффектно, они воспринимались с обеих сторон этой границы. Широкое пространство площади и крупные постройки, входившие в ее ансамбль, не подавляли палат, господствовавших над низиной площади, а лишь придавали им особенную значительность. Приказные палаты казались отсюда крупнее, чем были в действительности, отчасти благодаря тому, что они рисовались на фоне верхушек удаленных церквей Довмонтова города, еще дальше за которыми выступали сооружения Детинца, сильно сокращавшиеся в перспективе. Размах, с каким было построено это здание, обширность его огромной главной палаты второго этажа и его крыльца, богатырская величина и тяжесть основного объема особенно остро ощущались со стороны Довмонтова города, в силу контраста с примыкавшей к палатам тесной и измельченной застройкой.
КРОМ | Содержание | Средний город |