------ стр.233 ------
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Биографические сведения о Ю. П. Спегальском можно найти в некрологе, опубликованном в журнале: "Советская археология", 1969, № 4. назад
2. Большинство исследователей относит расселение кривичей к более позднему времени — к VII — VIII вв. О древнейшем прошлом Псковской земли и расселении кривичей более подробные сведения можно найти, например, в книге В. В. Седова (С е д о в В. В. Славяне верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970, с. 105). назад
3. Термин "кром" являлся обозначением укрепленного городского центра и в значительной степени однозначен терминам "детинец" и "кремль". Применялся этот термин почти исключительно по отношению к укрепленному центру Пскова (Р а п п о п о р т П. А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси X—XV веков. М.—Л., 1961, с. 81 и 97). назад
4. Археологические раскопки, проведенные в 1969 г., показали, что застройка X—XI вв. распространялась на меньшую площадь, чем полагал Ю. П. Спегальский. Оказалось, что в X в. была освоена даже не вся территория, защищенная в 1309 г. стеной. (Л а б у т и н а И. К. Раскопки в Пскове у здания Педагогического института,— В кн.: Археологические открытия 1969 года. М., 1970, с. 25). Это подтвердили и раскопки 1976 г. (Л а б у т и н а И. К., К и л ь д ю ш е в с к и й В. И., Щ а п о в а Ю. Л. Раскопки в Пскове. — В кн.: Археологические открытия 1976 года. М., 1977, с. 23). назад
5. О типах и конструкции древних псковских жилищ подробнее можно прочитать в книге Ю. П. Спегальского (С п е г а л ь с к и й Ю. П. Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв. Л., 1972. См. также: Р а п п о п о р т П. А. Древнерусское жилище. Л., 1975, с. 109, 174, 305). назад
6. Очень вероятно, что в древнем Пскове было не пять, а шесть концов. К какому времени относится возникновение деления Пскова на концы, как и количество концов, точно не установлено (Л а бу т и н а И. К. К топографии городских концов Пскова в XVв. — В кн.: Новое в археологии. М., 1972, с. 264). назад
7. Храм Дмитрия Солунского, построенный в XII в., был раскопан в 1965 г. археологической экспедицией под руководством В. Д. Белецкого. Раскопки показали, что храм представлял собой типичный памятник новгородского зодчества (Б е л е ц к и й В. Д. Поиски древнейшего памятника архитектуры средневекового Пскова — церкви Дмитрия Солунского. — Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Государственного Эрмитажа за 1965 год. Л., 1966, с. 13—16. См. также: Б е л е ц к и й В. Д. Клейма и знаки на кирпичах XII в. из церкви Дмитрия Солунского в Пскове. — "Советская археология", 1971, № 2, с. 272). назад
8. До последнего времени были мало понятны причины появления в Пскове смоленского зодчего. Археологическое изучение памятников зодчества древнего Смоленска, проведенное в последние годы, дало возможность не только более полно осветить развитие смоленской архитектурной школы, но и выявило значительное влияние, которое она оказывала на развитие архитектуры других русских земель (Р а п п о п о р т П. А. Русская архитектура на рубеже XII и XIII веков.- В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 21). назад
9. Раскопками на территории Довмонтова города, проводившимися археологической экспедицией Государственного Эрмитажа (с 1956 г. этими раскопками руководил Г. П. Гроздилов, а с 1962 г. — В. Д. Белецкий), обнаружены наиболее древние каменные гражданские постройки, относящиеся к рубежу XII и XIII вв. (Б е л е ц к и й В. Д. Древний Псков по материалам археологических раскопок экспедиции Государственного Эрмитажа.— Сообщения Государственного Эрмитажа, XXIX. Л., 1968, с. 3). назад
10. Церковь Кирилла была раскопана в 1959—1961 гг. Выяснилось, что это была очень маленькая церковь, вероятно, представлявшая собой все же не корпоративную, а личную постройку псковского зодчего Кирилла (Белецкий В. Д. Церковь Кирилла 1374 г. в Пскове.— В кн.: Культура средневековой Руси. Л., 1974, с. 103). назад
11. Этот рисунок был детально изучен Н. Н. Ворониным, указавшим на огромное значение Троицкого собора для истории русской архитектуры (Воронин Н. Н. У истоков русского национального зодчества. — "Ежегодник Института истории искусств. 1952". М., 1952, с. 302). Реконструкция облика Троицкого собора после перестройки XIV в. дана Ю. П. Спегальским (Спегальский Ю. П. К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества в Древней Руси. — Архитектурное наследство, вып. 19. М., 1972, с. 70). В конце XVII в., накануне сноса здания, были исполнены не только рисунок его фасада, но и план, позволяющий достаточно документально восстановить план собора XIV в. (Т и ц А. А. Обмерные и проектные чертежи XVII в. Троицкого собора в Пскове. — В кн.: Средневековая Русь. М., 1976, с. 336). назад
12. Раскопки этой церкви начаты в 1974 г. и в настоящее время близки к завершению. По предположению руководящего раскопками В. Д. Белецкого, это была церковь Покрова, а не Рождества. См. примеч. 13. назад
13. На территории Довмонтова города в 1962—1963 гг. были раскопаны остатки церкви, по предположению В. Д. Белецкого, церкви Николы на Гребле, построенной в 1383 г. (Белецкий В. Д. Некоторые данные к атрибуции храма № 1 из раскопок в Пскове в 1959—1963 гг. — Археологический сборник Государственного Эрмитажа, 16. Л., 1974, с. 141). В абсиде этой церкви сохранилась фресковая роспись, которую сняли со стены и перевезли для реставрации в Государственный Эрмитаж. После реставрации роспись экспонируется в Псковском музее.
В раскопанной на краю Довмонтова города церкви, которая, по мнению В. Д. Белецкого, является церковью Покрова, построенной в 1352 г. и перестроенной в 1398 г. (Ю. П. Спегальский считал ее церковью Рождества, возведенной в 1388 г.), стены и столбы, сохранившиеся на высоту до 5 метров, оказались покрытыми фресковой живописью. В процессе раскопок реставраторы снимают росписи со стен и перевозят в Государственный Эрмитаж. В настоящее время уже снято около 120 квадратных метров живописи, раскопки памятника продолжаются. Сведения о раскопках можно найти в информациях В. Д. Белецкого (Археологические открытия 1975 года. М., 1976, с. 5; Археологические открытия 1976 года. М., 1977, с. 5). Предполагается, что после завершения раскопок здание будет восстановлено и музеефицировано, а росписи будут вновь укреплены на стенах храма. назад
14. Псковский термин "костер" происходит от эстонского слова "кастре", означавшего замок и в свою очередь происходящего от латинского слова "castrum" (Раппопорт П. А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси X — XV веков. М.—Л., 1961, с. 144). назад
15. Позднее Ю. П. Спегальский пришел к выводу, что общепринятая датировка церкви Василия на Горке неверна и что памятник этот относится не к XV, а к середине XVI в. (С п е г а л ь с к и й Ю. П. Церковь Василия на Горке в Пскове, — "Советская археология", 1970, № 2, с. 252). назад
16. Так, например, несомненно псковичами был построен собор в Свияжске (Остроумов В. П., Чумаков В. В. Свияжск. Казань, 1971, с. 42). Подробные сведения о работе псковских зодчих в Москве можно найти в статьях: Вздорнов Г. И. Постройки псковской артели зодчих в Москве. — В кн.: Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. М., 1968, с. 174; Ильин М. А. Псковские зодчие в Москве в конце XV века. — Tам же, с. 189. Строительству псковскими архитекторами собора Череменецкого монастыря посвящена статья: Глезер Е. Н. Собор Череменецкого монастыря. — Краткие сообщения Института археологии, вып. 135, 1973, с. 99. назад
17. Перши (или Перси) — "грудь псковского Крома" его южная, наиболее опасная в военном отношении стена (Раппопорт П. А. Перси псковского Крома. — Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР, вып. 62,1956, с. 56). назад
18. Специально этому вопросу посвящена монография Ю. П. Спегальского (Спегальский Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII века. М.—Л., 1963. Популярное изложение этой работы см.: Аршакуни О. Гражданская архитектура Пскова. Л., 1975). назад
19. Ю. П. Спегальский попытался воскресить облик древнего Пскова в своих рисунках-реконструкциях. Часть этих рисунков издана в альбоме: "По Пскову XVII века". Л., 1974. назад
20. Археологическими раскопками последних лет Перши открыты почти до самого основания. Частично раскрыт и ров, проходящий перед Першами (Гребля). назад
21. Восстановление стен и башен псковского Крома проводится с 1954 г. и в настоящее время близко к завершению. Автор проекта — архитектор А. И. Хамцов. В дальнейшем эту работу возглавил архитектор А. В. Воробьев. назад
22. Археологические раскопки последних лет показали, что территория Довмонтова города в X - XII вв. была застроена жилыми сооружениями, а в XIII в. превращена в административный центр города. Среди обнаруженных здесь построек одна несомненно представляла собой помещение архива; в раскопках было найдено более 500 свинцовых печатей, которые подвешивались к документам (Белецкий В. Д. Древний Псков по материалам археологических раскопок экспедиции Государственного Эрмитажа, — Сообщения Государственного Эрмитажа, XXIX. Л., 1968, с. 3). назад
23. Территория Довмонтова города превращена в музей под открытым небом, где сохраняются остатки раскопанных сооружений. Надложенные каменной кладкой планы зданий легко читаются. назад
24. Крыльцо Приказных палат в настоящее время восстановлено. назад
25. См. примеч. 15. назад
26. Реставрация церкви Николы на Усохе была продолжена в 1964—1966 гг. В частности, восстановлены глава церкви и звонница. назад
27. Остатки этой церкви были раскрыты при земляных работах в 1899 г. (П л е ш а н о в а И. И. Псковские архитектурные керамические пояса. — "Советская археология 1963, № 2, с. 223). В настоящее время руины храма имеют вид земляного холма. назад
28. Церковь реставрировалась в 1957—1964 гг. назад
29. Реставрация Покровской башни выполнена в 1955—1963 гг. Автор проекта реставрации архитектор В. П. Смирнов. назад
30. В настоящее время в соборе Мирожского монастыря (находится в ведении Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника) проводится расчистка и реставрация фресковых росписей. Подробнее о росписях см., напр., в кн.: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973, с. 42—44, илл. 188-206. назад
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Содержание | ЛИТЕРАТУРА |