Спегальский Ю.П.
Церковь Богоявления с Запсковья
(Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М.К. Каргера. Л., 1967).
(Ю.П.Спегальский. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. Псков, 2009)
В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание, своего нового кончанского храма1. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел2.
Строителями храма Богоявления это было в полной мере учтено. Они создали одну из наиболее крупных, а вместе с тем и наиболее выдающихся в художественном отношении, построек древнего Пскова. В то же время храм Богоявления явился еще и новаторским произведением, открывшим новую эпоху в развитии псковской церковной архитектуры.
Рис. 1. План церкви Богоявления. Реконструкция.
Храм был построен в три приема: сперва воздвигли основной четверик с западным притвором, затем — приделы и галереи, а в последнюю очередь — звонницу. Летописец не отмечал этой очередности, но ее нетрудно установить по стыкам между перечисленными частями здания (рис. 1).
Среди писавших об архитектуре Пскова в свое время была очень распространена склонность видеть чуть ли не в каждой сколько-нибудь сложной по композиции древней псковской постройке конгломерат разновременных частей, и не удивительно, что кабинетная теория об «обрастании» псковских храмов XV—XVI вв. приделами и галереями, будто бы происходившем на протяжении веков, оказалась примененной и к храму Богоявления с Запсковья. Как доказательство того, что приделы и галереи этого храма были построены только в 1538 г., была привлечена запись летописи об освящении в этом году северного придела3. Запись гласит: «Тое же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи суседи святого Богоявления в других приделах ново храм свершити святых Трех святитель, а освещаша, месяца майя в 12 день»4. Нетрудно, однако, видеть, что эта запись ничего не говорит о постройке приделов, а сообщает о возобновлении заброшенной вследствие каких-то причин службы в существовавшем приделе и, возможно, о его переименовании («в других приделах ново храм свершити»), и что, следовательно, эта запись никак не может служить основанием для датировки приделов. Существенны для их датировки наблюдения5, сделанные на самом памятнике. Осмотры мест стыков четверика храма с приделами и галереи со звонницей показали, что между возведением этих частей прошло весьма незначительное время, за которое стены, закрытые пристроенными частями не были даже побелены. Отсюда может быть только один вывод: отмеченное летописцем под 1496 г. «свершение» храма являлось полным его окончанием, с приделами, галереями и звонницей, дошедшими до нашего времени.
Пяты для подпружных арок галереи, подготовленные при постройке четверика храма, свидетельствуют о том, что до начала строительства не только была определена композиция храма, но и продуманы такие детали, как необычное для XV — XVI вв. перекрытие галереи сводами и конструкция этих сводов6. Правда, зодчие в ходе стройки, определяя на месте окончательные соотношения объемов и форм, позволяли себе изменять некоторые из первоначально намеченных размеров7. Возводя галерею, они оставили себе возможность искать оптимальные размеры звонницы и ее наилучшее положение — сдвинуть ее в последний момент перед закладкой фундамента в сторону или выдвинуть вперед. Об этом позволяют догадываться те два окна галереи, которые оказались ненужными и были заложены (рис. 1).
Рис. 2. Западный фасад. Реконструкция.
Применявшийся псковичами прием возведения сложного по композиции здания раздельно, по частям, имел, как видно, не только технический смысл (как мера облегчения работы и предупреждения последствий неравномерной осадки), но являлся также одной из особенностей архитектурно-художественного творчества, позволявшей мастерам находить наиболее выгодные отношения масс и форм зданий. Вполне естественно, что он был применен и в данном случае, когда решалась весьма сложная и ответственная задача.
Церковь Богоявления с Запсковья дошла до нашего времени в сравнительно очень хорошей сохранности, хотя и не избежала искажений. В XVII в. были расширены некоторые из ее окон. В самом конце этого века восьмискатные крыши храма и его приделов были переделаны на четырехскатные. Тогда же, по всей вероятности, изменили и покрытие звонницы, сделав его из пофронтонного четырехскатным. В XVIII в. снова расширяли окна, причем это коснулось и окон галерей. Тогда же, или в начале XIX в., с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс. Около конца XVIII — начала XIX вв. старую луковичную главу заменили полусферической с многообломным широким, карнизом у основания и ложным фонариком наверху. К этому же времени относилось и устройство новых иконостасов в храме и в приделах, причем, однако, в главном храме были сохранены древние иконы и завершение древнего иконостаса. В XIX в. подвергся перестройке южный придел, были сломаны сходы в подцерковья обеих приделов, сломана глава северного придела и вновь расширена часть окон. Тем не менее, в результате всех этих переделок бесследно исчезли только лишь части внутреннего убранства и покрытия глав с их завершениями, а от всех других частей древнего здания, сломанных или искаженных переделками, остались ясные и точные следы8.
В 1941 г. здание было повреждено пожаром, испепелившим все его деревянные части. После этого оно несколько лет простояло без покрытий и почти полностью обнажилось от штукатурок XVIII — XX вв. К середине 40-х годов следы его первоначальных форм выступили с полной отчетливостью. Стали хорошо видны скаты первоначального восьмискатного покрытия, надложенные в XVII в., но почти не нарушенные, «выдра» на барабане, свидетельствующая о том, что под барабаном было кольцевое коническое окрытие9 и следы брусов, лежавших под коньками и под ендовами крыши. Северный придел сохранил совсем нетронутым один из своих первоначальных щипцов (над северной стеной). По этому щипцу и по остаткам выдры на основании барабана, а также и по гнездам от коньковых брусов можно было точно судить о покрытии придела10.
Отчетливо можно было видеть впадины, оставшиеся от опорных брусов многощипцового покрытия столпов и пролетов звонницы, и остатки скатов его щипцов. Ясно обозначились древние части южного придела, оказавшиеся не сломанными при перестройке, а также оставшиеся на стенах обеих приделов следы сводов уничтоженных лестниц в подцерковья и контуры стен лестничных пристроек, выступившие из-под почвы (см. рис. 1). На барабане храма и апсидах открылись узорные пояса, скрытые ранее штукатуркой XVIII—XIX вв., срубленные валиковые разводы на апсидах обоих приделов, обработка западного притвора, характерная для XV— XVI вв.11, остатки необычно большой ниши для фрескового изображения (вероятно, храмового праздника) на западной стороне четверика. На сводах храма и галерей можно было подобрать обломки светло-зеленой керамической черепицы — остатки древнего покрытия глав храма.
Все эти данные позволили без затруднений представить первоначальный внешний вид этого здания (рис. 1, 2, 3).
Рис. 3. Северный фасад. Реконструкция.
Церковь Богоявления с Запсковья — памятник переломной поры в развитии псковской церковной архитектуры. Этот храм — первая псковская церковь, в которой повышенные подпружные арки были скрыты под приподнятой над сводами восьмискатной крышей. Теперь уже с очевидностью выяснилось, что характерным для Пскова второй половины XV в. типом церковного здания был четырехстолпный храм с одной главой на повышенных подпружных арках, с полукруглой средней и прямоугольными боковыми апсидами, покрытый шёстнадцатискатной крышей. Возвышающиеся над сводами подпружные арки образовали при этом под барабаном восьмиугольный постамент, покрывавшийся тоже на шестнадцать скатов12.
Этот тип церкви был результатом долгих исканий форм здания (особенно его покрытий), тесно связанных с той конструкцией его, которая была принята псковскими зодчими около начала XIV в. Однако к концу XV в. стала очевидной нерациональность шестнадцатискатных покрытий, и вскоре на смену им пришло покрытие на восемь скатов13. Впервые восьмискатные крыши были применены псковичами на постройках с упрощенными сводами, не имевшими подпружных арок. В этих зданиях восьмискатная крыша ложилась непосредственно на своды и следовала их основным очертаниям, лишь обобщая их. До сих пор наиболее ранним образцом псковской церкви с таким верхом считался храм Михаила в Кобыльем городище, который было принято датировать 1462 г.14 Однако проверка показала ошибочность этой датировки, и теперь наиболее ранним памятником такого типа приходится признать храм Георгия со Взвоза, построенный всего за два года до храма Богоявления с Запсковья15.
Строители Богоявленского храма сумели оценить преимущества восьмискатного покрытия — его простоту и надежность16. Они учли укрупнение масштаба зданий в городе, которое стало требовать от доминирующих в пейзаже построек все более крупных и лаконичных форм. Решаясь покрыть восьмискатной крышей храм с сильно выступающими над сводами подпружными арками, они тем самым решительно перешагнули через господствовавшее до тех пор обыкновение псковских зодчих следовать в компоновке форм верха храма формам его каменной конструкции. Они нашли более широкий принцип творчества: принцип наибольшей общей технической и художественной целесообразности и экономичности здания, поглощавший принцип соответствия формы и конструкции, и тем возвели практицизм творчества псковских каменщиков на более высокий уровень. Шаг, сделанный ими, оказался столь своевременным, что после храма Богоявления с Запсковья ни один псковский храм уже не получал шестнадцатискатных покрытий, и даже старые храмы с такими верхами при возобновлении покрывали восьмискатными крышами17.
Вторым замечательным новшеством, найденным строителями храма Богоявления, было введение ими не применявшегося до того в Пскове приема установки звонницы на стену специально для этого предназначенного высокого здания. Звонница церкви Богоявления с Запсковья — самый ранний из всех известных нам образцов такого рода сооружений в древнем Пскове и вместе с тем наиболее совершенный. Произведенный ею художественный эффект послужил, видимо, основной причиной быстрого распространения подобных звонниц, ставших одной из характерных особенностей псковской церковной архитектуры XVI в.
_______________
1 - В Псковской I летописи под 1496 г. записано: «Того же лета свершили церковь каменную святое Богоявление на Запсковьи» (Псковские летописи. Вып. 1. М.—Л, 1941, с. 82). назад
2 - В XVI в. это место было отмечено еще очень крупными для того времени палатами нового Снетогорского подворья и высоким столпообразным храмом-колокольней во имя Евфимия Великого. На самом краю у взвоза, против звонницы церкви Богоявления была поставлена церковь Иоанна, архиепископа Новгородского. назад
3 - К. К. Романов. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях. ИГАИМК, вып. IV, 1924, с. 233. назад
4 - Псковские летописи. Вып. 1, с. 108. назад
5 - «Ново» мы переводим как «заново» или «снова». назад
6 - Обычным было деревянное перекрытие (см.: Ю. П. Спегальский. Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове. В сб.: «Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 3. М, 1961, с. 82 — Галереи в этой работе ошибочно именуются «притворами»). назад
7 - Несомненно, ими была увеличена, против первоначально намеченной, высота барабана. Это видно по необычно большому расстоянию от бровок окон барабана до его узорного пояса. назад
8 - В данной статье мы не касаемся вопроса о пристройках к храму с запада, сделанных в XIX в. Эти пристройки были разрушены в 1941—1947 гг. Кроме того, мы опустили вопрос о древней ограде «буя» Богоявленского храма и ее воротах. Последние, судя по рисунку А. А. Мартынова, существовали в середине XIX в., но до нашего времени не сохранились. назад
9 - Об этом подробно см.: Ю. П. Спегальский, ук. ст. В сб.: «Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 3, с. 87—88. назад
10 - При весьма неудачной «реставрации» храма в 1948 г. скаты этого подлинного щипца были надложены и сделаны гораздо круче, коньки крыши подняты и, соответственно, оказался поднятым и барабан главы. Древние скаты щипцов основного четверика при той же «реставрации» были переправлены вследствие изменения положения коньковых брусов (об особенностях расположения коньков больших псковских храмов с восьмискатным покрытием см. Ю. П. Спегальский, ук. ст. В сб.:« Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 3, с. 88). назад
11 - Там же, с. 82, рис. 6 и 7 (притвор ошибочно называется в этой работе «крыльцом»); Ю. П. Спегальский. Псков. М.—Л., 1963, с. 48 и рис. 16, 36, 77, 83 и 84. назад
12 - Ю. П. Спегальский. Происхождение пониженных подпружных арок церкви Козьмы и Дамиана с Примостья. В сб.: «Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 2. М., 1960, с. 35—36; Его же. Псков, с. 46-48. назад
13 - Ю. П. Спегальский. Происхождение пониженных подпружных арок... В сб. «Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 2, с. 37. назад
14 - К. К. Романов, ук. ст. ИГАИМК, вып. IV, 1924, с. 215. назад
15 - Автор в прошлом сам повторял ошибку К. К. Романова. назад
16 - См.: Ю. П. Спегальский. Происхождение пониженных подпружных арок... В сб.: Памятники культуры. Исследование и реставрация», вып. 2, с. 38. назад
17 - Там же, с. 39. назад