------ стр.30 ------

От изразцов, составлявших большие прямоугольные ширинки в верхней части печи, в мусоре нашлись куски только двух, хотя они были девяти видов. От поясков, разделявших ширинки, не осталось ни одного обломка.

Такая неполнота материала затруднила реконструкцию печи, но не сделала ее невозможной. Форму, орнаментацию и размеры ножек, обычных для псковских печей XVII века, мы хорошо знаем по находкам в других местах Пскова; рисунок изразцов нижнего ряда средней части печи восстанавливается в соответствии с изразцами второго ряда; рисунок составных ширинок верхней части печи можно представить по двум изразцам от них. Конечно, в реконструкции ширинки, состоявшей из девяти изразцов, из которых мы знаем лишь два, неизбежна значительная доля произвольности. Но все же общий характер ее орнамента и росписи достаточно ясно определяется по найденным частям. Таким образом, лишь поясовые изразцы, разделявшие ширинки, остаются совершенно неизвестными. На местах вертикальных поясов пришлось изобразить изразцы, найденные не в доме Печенко, но близкие к изразцам этой печи и по рисунку орнамента и по расцветке, чрезвычайно редкой и Пскове нами нигде более не встреченной. Горизонтальные пояски докомпонованы автором, так же как и изразцы между ножками. Нужно отметить еще, что нет полной уверенности в том, что два уступа нижней половины печи и свес верхнего карниза состояли из одинаковых изразцов, хотя нашлись обломки таких переходных частей только одного вида. Но это уже не имеет очень большого значения для общей реконструкции печи.

Рисунок изразцов опечья и завершения обычный, часто встречающийся. В то же время орнамент ширинок уникален и по общему замыслу и по характеру исполнения. Прорисовка и обработка форм пышных фантастически цветов, прихотливо изрезанных и изгибающихся сочных листьев, упруго закручивающихся концов стеблей с пуч-

------ стр.31 ------

ками листиков, как бы только начавших распускаться, отличаются изяществом и тонкостью, а весь замысел сложностью,— необыкновенными для такого рода изделий.

Рис. 11-а. Один из изразцов печи повалуши.
Рис. 11-а. Один из изразцов печи повалуши.

Отдельные, как бы случайно брошенные листики, введенные в орнамент, очень похожи на дубовые листья растительного узора псковских керамид XVI века.42 Это, по всей вероятности, не случайно; надо думать, что автором декора этой печи был псковский мастер, видевший керамиды.

Необычны и эмали росписи этих изразцов: красная — краплакового цвета, густого и в то же время яркого,

_______________

42 - См.Ю. П. Спегальский. Псковские керамические киоты, стр. 118—120, рис. 55—1, 55—2, 55—9, 56—1, 3.  назад

------ стр.32 ------

с малиновым оттенком и со слабым люстром цвета червонного золота; зеленая — сероватая, неяркая, бархатистого тона, в которой можно заметить множество мелких изумрудных и охристых крапинок; синяя — блестящая, как стекло, очень красивого глубокого индигового цвета, не встречающаяся на других псковских изразцах. Белая же и желтая эмали обыкновенны для того времени.

Остальные изразцы этой печи делятся на две группы, резко различавшиеся эмалями. К первой относятся части опечья и завершения печи. Они расписаны такими же эмалями, что и изразцы ширинок, с той разницей, что место чисто красной в них занимает красно-лиловая. Меньше было изразцов второй группы — из них состояла лишь нижняя половина основной части печи и «городки». Их эмали самые обычные: яркая светло-зеленая, травянистого цвета (фон), желтая, синяя, белая и красновато-коричневая. Их расцветка совершенно выпадает из цветовой гаммы росписи изразцов первой группы. Очевидно, что они попали в эту печь из другого набора печных изразцов.43

Об обработке пристенных лавок, о дверях и стенных шкафиках можно судить по материалу, сохранившемуся в других псковских зданиях того времени. Лавки можно представлять подобными лавкам, существовавшим до 1939 года в помещениях над алтарем псковского Троиц-

_______________

43 - Сходство мотивов орнамента (длинные, сильно изгибающиеся к концу, изрезанные, с округленными лопастями листья, спирально скрученные концы стеблей, листочки, напоминающие дубовые) позволяет предположить, что рисунок ширинок и рисунок низа главной части печи принадлежали одному мастеру. Вполне естественно предположить даже, что части печи с красным, красно-лиловым и серо-зеленым фонами и части с ярким светло-зеленым фоном входили в наборы печей, имевших совершенно одинаковый рисунок и различавшихся лишь расцветкой росписи, что и позволило без затруднений соединить эти части. При реконструкции печи автор нашел более правильным показать набор печи в том виде, как его создал мастер-печник.  назад

------ стр.33 ------

кого собора44 (рис. 12), двери — по образцу дверной створки XVII века, обмеренной автором в 1946 году в палатах Трубинских (рис. 13). Полностью сохранившиеся шкафики такого устройства, как в доме Печенко, можно было до недавнего времени увидеть в некоторых псковских церквах, строившихся или перестраивавшихся во второй половине XVII века. Закрывались такие шкафики

Рис. 12. Обработка пристенных лавок в помещении над алтарем псковского Троицкого собора.
Рис. 12. Обработка пристенных лавок в помещении над алтарем псковского Троицкого собора.
Вид ножки лавки, найденной при реставрационных работах в 1939 году во Вторых палатах Меншиковых.

_______________

44 - См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 28, подстрочное примечание.
Судя по ножке от пристенной лавки, найденной в 1939 году во Вторых палатах Меншиковых, в них пристенные лавки были с опушкой, точно такой же, как в Троицком соборе.  назад

------ стр.34 ------

гладкими дощатыми створками, сплоченными на шпонках и навешанными на тесовую рамку, пришитую гвоздями к боковым доскам шкафика, зажатым кладкой. Ныне такой шкафик есть еще в Нововознесенской церкви (рис. 14).

Рис.13. Дверная створка XVII века из палат Трубинских. Обмер 1946 года.
Рис.13. Дверная створка XVII века из палат Трубинских.
Обмер 1946 года.

Располагая этими данными, можно ясно представить первоначальные интерьеры каменной части здания. Из них наиболее интересным был интерьер повалуши. Ана-

------ стр.35 ------

лиз архитектурной композиции этой палаты показывает, что в ней не было большого киота с набором образов, обязательного для столовых палат богатых псковских жилых зданий той поры. Видимо его заменяла одиночная икона, помещенная в небольшом киоте, укрепленном

Рис.14. Стенной шкафик XVII века в Нововознесенской церкви. Зарисовка 1945 года.
Рис.14. Стенной шкафик XVII века в Нововознесенской церкви.
Зарисовка 1945 года.

------ стр.36 ------

на стене. Место для него можно было найти только одно — на северо-западной торцовой стене, между окнами, на такой высоте, чтобы сидящий и даже стоящий человек не мог его заслонить (рис. 15 и 16). Перед этой стеной, параллельно ей, располагался стол. О таком положении стола свидетельствует каменный приступок, идущий вдоль торцовой стены и, несомненно, служивший основанием для самой широкой и наиболее прочной из всех пристенных лавок повалуши — так сказать, ее главной, или застольной лавки45 (рис. 15). Пять колец, под-

Рис.   15.  Внутреннее  оборудование  повалуши. План. Реконструкция.
Рис. 15. Внутреннее оборудование повалуши. План. Реконструкция.
1 — стол; 2 — печь; 3 — главная лавка; 4 — остальные лавки; 5 — место для иконы;
6 — стенные шкафики; 7 — места подвески светильников.

_______________

45 - Эту лавку можно отождествить с «красной лавкой» старинной русской избы. К стороне стола, противоположной лавке, при необходимости могли приставлять переносные скамьи, но нужно, однако, отметить, что эту сторону желательно было оставлять свободной, чтобы можно было, не мешая пирующим, ставить на стол угощения.  назад

------ стр.37 ------

вешенных к своду, говорят о том, что в палатах должно было висеть пять светильников (рис. 17).

Не менее полное представление можно составить о доме Печенко на втором этапе его существования в XVII веке.

Рис.  16.  Вид  на  северо-западный  торец  повалуши.
Рис. 16. Вид на северо-западный торец повалуши.

В реконструкции новых палат сравнительно сложной задачей являлось только установление вида первоначального крыльца. Однако следы и остатки этой части здания позволяют восстановить точный план ее основания и точный разрез (рис. 18 и 18-а), а ими в значительной мере определяется фасад. Низ круглого столба, обнаруженный автором у первой ступени внутренней лестницы крыльца, показал, что у нижнего рундука столбы были

------ стр.38 ------

скругленными, а их прямоугольные основания достигали лишь высоты первой ступени лестничного всхода крыльца.46 В то же время автором был найден в 1928 году в кладке, которой был заложен в XIX веке стенной шкаф в сенях, тесаный камень от столба крыльца, показавший, что в крыльце были восьмигранные столбы, переходившие в четырехугольную часть. Очевидно, такого рода столбы находились на верхнем рундуке.

Рис. 17. Вид на юго-восточный торец повалуши.
Рис. 17. Вид на юго-восточный торец повалуши.

_______________

46 - Такие прямоугольные основания были обязательной принадлежностью круглых столбов крылец (как и церковных звонниц).  назад

------ стр.39 ------

Рис. 18. Следы крыльца и разрез крыльца новых палат.
Рис. 18. Следы крыльца и разрез крыльца новых палат.

------ стр.40 ------

Размер верхней площадки крыльца с фасадной стороны был настолько велик, что площадка, видимо, освещалась отсюда с помощью двух проемов. В то же время штраба в месте примыкания стены крыльца направо от входной двери в сени свидетельствует о том, что здесь у стены палат был столб или простенок и места для двух проемов оставалось недостаточно, следовательно, с боковой стороны площадка открывалась на двор одним проемом.

Рис. 18-а. Следы крыльца.
Рис. 18-а. Следы крыльца.

Раскопанные автором небольшие участки основания стен крыльца показали, что пространства под лестничным всходом и под верхним рундуком отделялись от двора стеной. Разумеется, в палатке под крыльцом была дверь со двора. В палатку выходило одно из окон подклети, служивших и для проветривания и для освещения, поэтому, надо думать, палатка была снабжена окном на двор. Положение и размеры двери и окна палатки не поддаются точному определению. Об очертаниях арок,

------ стр.41 ------

перекрывавших проемы крыльца, мы можем судить лишь, по приемам начертания кривых перемычек, общим для построек того периода, к которому относится дом Печенко. Еще труднее судить о декоративных деталях, которые могло иметь крыльцо. Автор ввел в обработку крыльца валиковые архивольты (бровки). Такие валики были характерны для псковской архитектуры последней трети XVII века, ими тогда часто украшали арки крылец и ворот.47 Если столбы были не гладкими, а имели каннелюры, перехваты или грани, архивольты в то время становились уже обязательными. Именно это послужило основанием применить их в обработке крыльца дома Печенко, имевшего граненые столбы. На дворовом фасаде ниши для икон обрамлены гранеными валиками. Несомненно, была еще ниша с таким же обрамлением внутри крыльца. Есть основание думать, что и валики бровок имели такой же трехгранный профиль. Такая отделка придает им единый характер с гранеными столбами крыльца и связывает обработку крыльца с обработкой дворовой стены палат.

В остальном реконструкция палат не вызывает затруднений. Мы не можем здесь, по недостатку места, подробно рассматривать все частности реконструкции, и в этом нет особой необходимости, так как мы даем здесь не пояснительную записку к проекту реставрации, а работу, посвященную, в сущности, одному из широких вопросов охраны памятников Пскова. Чертежи, помещенные здесь, благодаря употребленным в них штриховкам, дают общее представление об основаниях, послуживших автору для восстановления первоначальных форм палат.

_______________

47 - Примеры: ворота «Мешка», дома Батова, Мирожского и Снетогорского монастырей и Образской церкви; крыльца Вторых палат Меншиковых, палат Трубинских, палат Ямского, церквей Образской, Воскресенской и собора Снетогорского монастыря. См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... рис. 60, 96, 98.  назад

------ стр.42 ------

Рис.19. Палаты на Никольской улице после пристройки. План первого этажа и план второго этажа. Реконструкция.
Рис.19. Палаты на Никольской улице после пристройки.
План первого этажа и план второго этажа. Реконструкция.

------ стр.43 ------

Без затруднений и достаточно убедительно устанавливается назначение помещений.48

На кладке верха стен палат остались отпечатки нижних венцов деревянных хором. Эти отпечатки автор мог исследовать только в некоторых местах — там, где в 1946—1948 годах они были очищены от скрывавших их закладок. Сделанные при этом наблюдения дали основания для восстановления плана хором (рис. 19 и 19-а).49 От светлицы, располагавшейся над крыльцом, не осталось следов, но изучение всего круга богатых псковских жилищ XVII века убеждает в том, что для такой постройки, как дом Печенко, светлица над крыльцом, окруженная крытым висячим гульбищем, была обязательной принадлежностью.50 Размеры ее легко установить — они соответствовали величине верха крыльца. Над основным этажом хором, без сомнения, были еще какие-то летние жилые помещения («чердаки», «вышка» — возможно, не одна), но от них, естественно, никаких следов не могло остаться. На чертежах реконструкции их пришлось докомпоновывать, руководствуясь лишь общими данными

_______________

48 - На основании изучения не только самих этих палат, но и материала исследования других жилых каменных псковских зданий XVII века. См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 20—133 и 156—168.  назад
49 - См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 101, рис. 79.  назад
50 - См. там же, стр. 32—34, 62-63, 77—78, 85, 94—95, 126 (рис. 99) и 129 (рис. 102).
Возможно, что такой прием не составлял особенности только псковской гражданской архитектуры. В описании московских палат князя Василия Голицина говорится о «летней спальне, которая над задним крыльцом» («Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках». СПб, 1893). О летних комнатах над крыльцом упоминает опись 1724 г. имущества черниговского полковника Полуботка: «Два крыльца, над ними сделаны летние покои», «Над крыльцом летний покой сделан» (ЧОИДР, М., июль — сентябрь 1862, кн. 3, стр. 1—133).  назад

------ стр.44 ------

о такого рода частях старинных русских жилых построек (рис. 20 и 20-а).51

Вопроса о внутреннем виде хором мы касались уже, говоря о более старой части дома Печенко. Добавим,

Рис.19-а. План первого этажа хором над палатами. Реконструкция.
Рис.19-а. План первого этажа хором над палатами.
Реконструкция.

_______________

51 – Укажем здесь как на материал, имеющий большое значение для уточнения вида «вышек», на фотографию палат Строгановых в Чусовских городках, с деревянными хоромами над ними. См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 27, рис. 13.  назад

------ стр.45 ------

что убранство новых хором, принадлежавших более богатому зданию, вероятно, было несколько богаче; обшивка тесом стен и потолков, обивка полотном и цветным сукном, луженые дверные оконные петли, крюки, скобы здесь могли найти более широкое применение.

Рис. 20. Палаты на Никольской улице. Дворовый фасад. Реконструкция.
Рис. 20. Палаты на Никольской улице. Дворовый фасад.
Реконструкция.

Среди обломков печных изразцов XVII века, найденных автором в 1926—1927 годах во втором этаже дома Печенко, признать относящимся к печам, стоявшим в хоромах, следует не только кусок изразца карнизного свеса, покрытый темно-зеленой поливой (рис. 21), но и некоторые из остатков ценинных изразцов. От печей, стоявших в палатах, было найдено на месте довольно много обломков изразцов, но, кроме них, еще попадались разрозненные единичные обломки, происходящие от каких-то других ценинных печей, то есть, очевидно, от печей хором. Этим в какой-то степени подтверждается

------ стр.46 ------

догадка о том, что в новых хоромах внутренняя отделка была богаче, чем в первых.

Едва ли может найтись причина сомневаться в том, что и палаты нового здания отличались от старых несколько более дорогим внутренним оборудованием. При описании старых палат мы уже приводили данные о виде пристенных лавок, стенных закладных шкафиков, дверных створ. В новых палатах лавки могли иметь более тщательную отделку. Дверные колоды могли прикрываться здесь наличниками столярной работы. 52

Обрамление стенных шкафиков и их дверцы тоже могли быть «столярного дела». Дверные створы в новых палатах надо представлять себе с подложенным под петли и скобы цветным сукном, а то и обитыми им целиком. Судя по тому, что в мусоре, скопившемся под полами палат, автору попадались вместе с обломками изразцов и другими остатками допетровской старины кусочки старинного, покрытого радужной патиной оконного стекла и совершенно отсутствовала слюда, в окончины палат (а может быть, и хором) были вставлены стекла. Окончины с остеклением делались тогда обычно «решетчатыми», то есть в косую клетку, с ромбовидными ячейками.

Мы уже знаем, что в двух палатах располагались деревянные «чуланы» с междуэтажными лестницами в них. Их стенки, вероятно, состояли, как это было тогда принято для такого рода легких деревянных ограждений, из тесовой забирки в закрой, запущенной в пазы брусчатого каркаса, состоящего из столбов, и соединяющих их

_______________

52 - Старинные дверные наличники столярной работы автор осматривал в конце 1920-х годов в палатах XVII века во дворе дома № 46 по Советской улице в Пскове. См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 91.
«Одверья» столярного производства упоминаются в описных книгах имущества Василия и Алексея Голициных 1689 года («Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках», стр. 414 и последующие).  назад

------ стр.47 ------

в двух — трех уровнях обвязок. Забирка при этом часто делалась в «косяк».53 Три палаты были перекрыты деревянными потолками. Такие потолки в то время в Пскове устраивались по открытым снизу балкам из брусьев, на которые настилался накат из бревен, отесанных на три

Рис.  20-а.  Палаты  на  Никольской  улице.  Реконструкция. Макет.
Рис. 20-а. Палаты на Никольской улице. Реконструкция. Макет.

_______________

53 - О характере обработки таких легких стенок можно судить по перегородкам XVII века в палатах бывшего княжьего двора в Угличе, по стенкам клиросов XVII века, а так же по некоторым рисункам того времени (вид Троице-Сергиевской лавры XVII века; план части Новгорода конца XVII века, изданный Б.Д.Грековым. Л., 1926; А.А.Тиц. Два древнерусских проектных чертежа XVII века. Ежегодник института истории искусств. М., 1960, стр.8; «Книга об избрании на царство царя Михаила Федоровича». М., 1856, рис. X и др.).  назад

------ стр.48 ------

канта, совершенно гладкий снизу.54 Полы в палатах были деревянными, из хорошо притесанных одна к другой толстых пластин, уложенных вырубленными в них чашками на круглые бревенчатые лаги.55

Рис. 21. Обломок изразца, найденный во втором этаже дома Печенко (1),  и  изразец того же вида со Снятной горы  (2).
Рис. 21. Обломок изразца, найденный во втором этаже дома Печенко (1), и изразец того же вида со Снятной горы (2).

Обломки изразцов, найденные в засыпке под полами, позволяют представить вид печей, обогревавших в XVII веке палаты. Печь «веселой» палаты можно реконструировать с полной уверенностью почти во всех деталях. От ее опечья остались обломки ножек, перемычек, валиков и плоских поясовых изразцов; от завершающей части — обломки городков, валиков, карнизного свеса; несколько обломков осталось от основной части печи — ее нижней и верхней половин (рис. 22).

Реконструкция верхней половины облегчается тем, что ее украшал орнамент, очень распространенный на

_______________

54 - По накату укладывался слой бересты, поверх которого делалась земляная засыпка. Это удалось установить главным образом по отпечаткам на кладке сгоревшего в 1944 году потолка XVII века в доме у «Мешка».  назад
55 - См. Ю. П. Спегальский. Псковские каменные... стр. 103 и рис. 80-а.  назад

------ стр.49 ------

Руси XVII века. Хотя в целом виде такая печь нигде не дошла до нас, разрозненные изразцы печей такого рисунка найдены, кроме Пскова, в Москве, Ярославле Нижнем Новгороде, Александрове, селе Измайлове Иосифо-Волоколамском монастыре. Рисунок этот, много раз повторявшийся разными мастерами, изменялся в деталях, иногда довольно сильно (для более дешевых муравленых печей он несколько упрощался, выполнялся небрежнее и грубее), однако общий замысел этого излюб-

Рис. 22. Обломки изразцов средней и верхней частей печи «веселой» палаты. Б - белая эмаль;  С  — синяя эмаль; Ж — желтая эмаль; 3 — зеленая эмаль;   К  — коричневая эмаль.
Рис. 22. Обломки изразцов средней и верхней частей печи «веселой» палаты.
Б - белая эмаль; С — синяя эмаль; Ж — желтая эмаль; 3 — зеленая эмаль; К — коричневая эмаль.

------ стр.50 ------

ленного орнамента печи оставался при этом неизменным.56 Поэтому вид такой печи можно приблизительно представить, если даже от нее оставалось всего два-три обломка изразцов. Мы здесь не будем подробно рассматривать все детали реконструкции печи. Скажем лишь, что рисунок изразцов с птицами в верхней половине основной части печи взят с обломков и целых изразцов, найденных в Пскове, и дополнен, на основе изразцов из декора церкви Иоанна Предтечи на Толчкове, в Ярославле. Среди ярославских изразцов и изразцов Иосифо-Волоколамского монастыря оказались изразцы первого ряда облицовки этой части печи, составлявшие нижнюю часть того растительного орнамента, в который в следующих рядах были вкомпонованы изображения птиц.57 Сопоставляя все эти изразцы, нельзя не прийти к заключению, что и в последнем ряду этой части печи — четвертом, так же как и в первом, изображений птиц не было; полоса из двух рядов изразцов с птицами проходила, как пояс, в растительном узоре (рис. 23). Именно обломки изразцов дома Печенко укрепляют в таком выводе: при общем бирюзовом фоне печи58 птицы поме-

_______________

56 - Рисунки таких изразцов имеются в следующих изданиях: Русские древности по снимкам И. Ф. Борщевского. Вып. 9, листы 83, 84, 86; А. В. Филиппов. Древнерусские изразцы. Вып. 1., М., 1938, рис. 82; Н. Н. Соболев. Русский орнамент, М., 1948, табл. 92; М.Г.Рабинович. Московская керамика, МИА, вып. 12, М., 1949, стр.85, рис. 10, Б.; Н. Н. Воронов и И. Г. Сахарова. О датировке и распространении некоторых видов московских изразцов, МИА, вып. 44, М., 1955, рис. 4,1; 4,2; 4,3; 4,4; 4,6 и 5.
В Пскове ценинные изразцы такой печи находились в декоре церкви Одигитрии на Печерском подворье, зеленые — в декоре крыльца XVII века у Рождественского собора Снетогорского монастыря. Их нередко находили в Пскове в старинных зданиях и еще чаще — в земле при земляных работах и раскопках.  назад
57 - Н. Н. Соболев. Русский орнамент... табл. 91, левый нижний изразец; Н. Н. Воронов и И. Г. Сахарова. О датировке и распространении... рис. 7,1; 7,2; 7,3.  назад
58 - Это видно по всем остаткам изразцов этой печи.  назад

------ стр.51 ------

Рис. 23. Печь «веселой» палаты. Реконструкция.
Рис. 23. Печь «веселой» палаты. Реконструкция.

------ стр.52 ------

щены на белом фоне (рис. 22). Лопасти орнамента, разделяющие фон, окаймлены желтыми закраинами, которые не дают лопастям сливаться и с белым и с бирюзовым фонами59 (сравните рис. 22 и 23).

Выполняя реконструкцию печи, автор позволил себе изменить рисунок ярославских и иосифо-волоколамских изразцов нижнего ряда этой части печи, имеющий уж слишком «фряжские» детали, и приблизить его к обычному характеру орнамента псковских печей XVII века. Верхний ряд целиком докомпонован автором.

Орнаментация низа основного объема печи восстановлена по одному лишь обломку (рис. 22, г). Целые изразцы, соответствующие этому обломку, сохранились в Ярославле, в декоре Толчковской церкви.60 Обломок, найденный в доме Печенко, свидетельствует о том, что и в нижней части печи изображения птиц тоже размещались в поясе, имевшем белый фон (рис. 22-г и 23).

Как уже было сказано, в «веселой» палате нашлись куски почти всех изразцов опечья и завершения печи. Автору по своему собственному выбору пришлось ввести в реконструкцию печи только изразцы в промежутках между ножками61 и два «уступа» — на переходе от

_______________

59 - Кроме печи дома Печенко такой прием выделения орнаментального пояса фоном, отличающимся от общего фона печи, был применен в печи одной из «веселых» палат во Вторых палатах Меншиковых в Пскове. Судя по обломкам изразцов, найденным там автором в 1939 году, в этом здании в XVII веке печь такого типа имела общий фон белый, а фоны поясов с птицами — бирюзовые.
О том же говорят и изразцы от нижней части подобной печи, находящиеся в декоре Толчковской церкви. Вместе с тем обломки, найденные в Пскове, и изразцы, находящиеся в других местах, говорят за то, что бывали ценинные печи такого рисунка, в которых пояса с птицами имели фон, общий с цветом всей печи.  назад
60 - См. Русские древности по снимкам И. Ф. Борщевского... листы 83 и 84; Н. Н. Соболев. Русский орнамент... табл. 93.  назад
61 - Взяты из декора церкви Николы Мокрого в Ярославле. См. Н. Н. Соболев. Русский орнамент... табл. 105.  назад

------ стр.53 ------

опечья к низу основной части печи и от этого низа к верху той же части.62 Рисунок пояска в завершении печи тоже взят по произвольному выбору.63

Обломки изразцов этой печи ярко свидетельствуют об изяществе прорисовки ее орнамента и о прекрасном, качестве ее необыкновенно красивых эмалей.

Печь столовой палаты, в отличие от предыдущей, была круглой. Орнамент ее характерных изразцов «большой руки» в таком варианте, какой мы здесь видим неизвестен в других городах Руси и даже в Пскове встречается крайне редко. Кроме дома Печенко обломки изразцов такого рисунка были лишь в коллекциях Псковского музея: два — муравленые, один — с росписью эмалями (белой, желтой, синей и вишнево-коричневой по очень насыщенному зеленому фону).64 Необычен и подбор цветов росписи. Эмали, подобные эмалям круглой печи дома Печенко, — бледно-зеленая, как бы сильно разбеленная, изумрудного оттенка, и темно-синяя — встречаются в Пскове еще в изразцах печей

_______________

62 - «Уступы» такого рисунка дошли до нас в Пскове и в Ярославле. См. Н. Н. Соболев. Русский орнамент... табл. 103 и 104.  назад
63 - Среди изразцов, относящихся к такой печи, найденных в Москве, было два обломка пояска с изображениями наклоненных книзу птиц. (См. М. Г. Рабинович. Московская керамика... стр. 85). Обломки таких же по замыслу поясовых изразцов с птицами имелись среди остатков печи того же рисунка, находившейся в одной из «веселых» палат во Вторых палатах Меншиковых. Автор при реконструкции воздержался от докомпоновки этого пояса с птицами, потому что все птицы этого пояса были разными, а известен рисунок только двух—трех из них. Поэтому автор ввел на это место изразец с единорогом и львом, также служивший поясовым в завершении печи и часто находимый в Пскове. Изображение единорога и льва перекликается с такими же изображениями на изразцах нижнего ряда основной части печи, это и побудило автора ввести его.  назад
64 - Происхождение их в музейных описях не было отмечено, но можно утверждать, что они были псковскими. Во время Великой Отечественной войны эти обломки исчезли. У автора остались их точные зарисовки в натуральную величину, в цвете.  назад

------ стр.54 ------

палат Поганкиных.65 По-видимому, печь столовой палаты дома Печенко была не очень распространенным произведением псковского мастера, который весьма своеобразно нарисовал главную часть печи, а орнамент обвершки и опечья взял обычный, лишь немного его изменив.66

Наиболее интересны изразцы с птицами, принадлежавшие, как мы дальше увидим, верху основной части печи. Один из таких изразцов был найден совершенно целым67 (рис. 24, a). От другого остался большой обломок, по которому видно, что он являлся зеркальным повторением первого. Роспись его тоже как бы негативно отражала расцветку первого изразца: места, покрытые на первом зеленой эмалью, на втором сделаны синими, а синие, наоборот,— зелеными (рис. 24, а и 24, б). От третьего изразца остались два обломка, по которым автор приблизительно его восстановил (рис. 24, в). Из только что приведенного сопоставления двух первых изразцов можно

_______________

65 - В печи (или печах) палат Поганкиных, помимо этих двух эмалей, была применена еще желтая эмаль лимонного оттенка. Фон при этом был темно-синим. По наличию темно-синей и бледно-зеленой эмалей и белому фону печь столовой палаты дома Печенко напоминала круглую печь Болдина монастыря (от нее остались фрагменты, привезенные П. Д. Барановским в Москву и ныне находящиеся в Государственном Историческом музее). Однако в роспись последней печи входили еще желтая и коричневая эмали. См. Русское декоративнее искусство от древнейшего периода до XVIII в., т. 1. М., 1962, рис. 196.  назад
66 - Своеобразие художественного вкуса псковского мастера сказалось и на орнаментах, срисованных им, казалось бы, без изменений. Рисунок перемычек над нижними ножками он сделал более энергичным и острым, подправив формы орнамента и изменив размеры изразца (сравните рис. 23 и 26).  назад
67 - Замысел орнамента изразцов этой части печи, украшенных изображениями птиц, аналогичен замыслу рисунка изразцов с птицами, сохранившихся на столбах ворот Иосифо-Волоколамского монастыря и в декоре церкви Алексеевского монастыря в Угличе. (См. Н. Н. Воронов и И. Г. Сахарова. О датировке и распространении... рис. 14 и 14, а). В них есть и схожие детали: четырехлепестковый цветок, цветок с вырастающей из него гроздью ягод.  назад

------ стр.55 ------

Рис.24. Изразцы «большой руки» верхней части печи столовой палаты.
Рис.24. Изразцы «большой руки» верхней части печи столовой палаты.
а – один из изразцов, найденный совершенно целым; б – обломок второго изразца, который являлся зеркальным изображением первого;
в – два обломка третьего изразца; г – четвертый изразец, реконструкция.
Б – белая эмаль; З – зеленая (светло-изумрудная) эмаль; С – синяя эмаль.

------ стр.56 ------

догадаться, что был еще и четвертый изразец, рисунок которого зеркально повторял рисунок третьего, а в росписи зеленый цвет был положен на место синего, синий — на место зеленого (рис. 24, г).

Больше обломков таких изразцов не нашлось, и у нас нет оснований думать, что в верхней части этой печи были еще изразцы такого же типа. В то же время парные, то есть зеркально повторявшие друг друга, изразцы, несомненно, располагались в одном ряду, и, следовательно, из четырех восстановленных нами по обломкам изразцов было составлено всего два ряда облицовки. Между тем, верхняя часть основного объема печи не могла состоять только из двух рядов.68 Поэтому автор был вынужден добавить к ним два пояса, избрав для них псковский изразец, рисунок которого и по деталям и по общему принципу (зеркальное повторение орнамента) оказался очень близким к рисунку больших изразцов этой части печи. Там же, в верхней части печи, нашлось место и для узкого гладкого нащельника, покрытого красновато-коричневой глазурью, кусок которого был найден вместе с прочими остатками этой печи, но применения которому в других частях ее не подыскалось (рис. 26).

Значительно меньше остатков сохранилось от нижней половины основной части печи. К ним относится плитка, напоминающая те плитки, которыми завершались ножки печи, но отличающаяся от них гораздо меньшими размерами.69 Одна из широких плоскостей плитки не покрыта поливой, на другой бледно-зеленая эмаль положена

_______________

68 - Это мы знаем по сохранившимся или реставрированным печам XVII века (печи Новодевичьего монастыря в Москве, обогреватель из села Алексеевского, печи Теремного дворца в Москве). В то же время она не могла состоять и из четырех рядов изразцов «большой руки» — тогда вся печь получилась бы слишком высокой.  назад
69 - Размер плиток, завершающих ножки печи, — 16х8 см, а данной плитки — 8,8х6,3 см.  назад

------ стр.57 ------

Широкой полосой по трем сторонам и оставлен непокрытым небольшой квадратный участок (рис. 25, a). Кромки плитки с тех же трех сторон покрыты синей эмалью, с четвертой – поливы нет.

Рис.25. Рисунок плитки, обломка изразца и целого изразца.
Рис.25. Рисунок плитки, обломка изразца и целого изразца.
а – вид плитки сверху; б – обломок изразца; в – изразец, реконструкция.
З – зеленая эмаль; С – синяя эмаль; К – без поливы.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

 


стр.5-29    стр.30-57   стр.58-80


 

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz