Вслед за подавлением восстания 1650 г. в гражданской архитектуре Пскова произошли существенные изменения, появились жилые здания совершенно нового типа. «После неудачных попыток псковских «меньших людей» изменить существующий порядок наступила реакция. Сила богатства, власть собственности стабилизировались. Теперь «средние» купцы, не скрывая своих стремлений, стали тянуться за «гостями». Каждый, кто был в силах, строил каменные палаты. Разумеется, эти здания были далеко не столь огромны и крепки, как описанные строения предшествовавшей поры, но они имели в миниатюрном виде те же части, складские помещения, палаты для приема гостей, деревянные спальные покои наверху, снаружи каменные крыльца и над ними гульбища. Размеры и компоновка их сообразовывались с возможностями и потребностями каждого из их хозяев, и потому они были чрезвычайно разнообразными и по величине, и по внешнему виду, и по внутреннему расположению».
Появилось много жилых деревянных построек, поставленных на одноэтажные палаты, на каменные подызбицы, на палаты в два этажа. Такого типа постройки сохранились и до нашего времени: подызбица напротив «Солодежни», наиболее старая часть «дома Печенко» (улица Гоголя, 43), остатки небольшого жилого здания вблизи палат Постниковых (Школьная улица, 24), палаты у Петровских ворот (улица Карла Маркса, 43), Второй дом Подзноевых (улица Некрасова, 3), Вторые палаты Ямского (улица Воровского, 6). Резкий контраст между богатыми палатами и всей остальной застройкой, который имел место в архитектуре 1-го периода, теперь смягчился. «Жилые здания «лучших» купцов также изменили свой характер,- замечает Ю. П. Спегальский.- Их размеры, массивность стен и сводов заметно сократились. Этажи, предназначенные для хранилищ, перестали в этих постройках доминировать над всем остальным. Упрочение полицейского аппарата государства все более избавляло богачей от необходимости неусыпно следить за своим имуществом - теперь они могли часть его держать и на стороне, в отдельных складских помещениях».
О богатых псковских жилищах того времени можно судить по таким памятникам, как палаты в Волчьих Ямах - «Офицерский корпус» (Гремячая улица, 7), Третьи палаты Меншиковых (улица Некрасова, 10), дом у Сокольей башни - «дом ксендза» (Комсомольский переулок, 5), «дом Печенко» (улица Гоголя, 43), палаты Гурьева - «дом де Барани» (улица Красных партизан, 10).
Наибольшее распространение теперь получили жилые здания с двумя, а не с тремя каменными этажами. Они отличались от более старых палат не только сокращением этажей каменной части, но и общим уменьшением размеров здания.
«В это время,- отмечает Спегальский,- талантливыми мастерами вырабатывались новые приемы, все более облегчавшие и удешевлявшие постройку: например, стены делались более тонкими, нередко они имели толщину менее метра. Были учтены все недостатки прежних палат, и на ограниченные средства, очень экономно, безо всяких излишеств, создавались теперь не менее богатые каменные жилые здания». В связи с утонением стен междуэтажные лестницы теперь не всегда строились целиком внутристенными. В стенах нижних этажей для них еще оставалось достаточно места. Во вторых этажах эти лестницы образовывали выступы, выдающиеся внутрь помещений.
Были приняты устойчивые общепринятые приемы композиции богатых жилых палат. Трехэтажные каменные палаты больше уже не строились. Складские помещения занимали только нижний этаж. Второй этаж отводили целиком под приемные помещения. По сторонам входных сеней располагались с одной стороны столовая, с другой - потешная палаты. На третьем этаже размещались деревянные рубленые хоромы. Вход в сени был с крыльца, сени перекрывались сводом, а боковые палаты второго этажа были или сводчатыми (палаты в Волчьих Ямах), или перекрыты деревянными потолками (палаты у Сокольей башни и «дом Печенко»). В состав деревянного этажа стала входить светелка над крыльцом с висячим балконом, огибавшим ее с трех сторон. На фоне гладких каменных стен палат выступали крыльца с широкими проемами, с резными столбами и балясинами, светлицы со своими гульбищами, каменные галереи. Деревянные хоромы, украшенные вышками и резными оконными наличниками, оживляли фасады палат. Богатые жилые здания приобрели теперь более приветливый вид. Они стали удобнее и уютнее, а внутреннее убранство их стало еще богаче. Декор изразцовых печей стал еще изысканнее. Жилое здание получало теперь связь с окружающим пейзажем. Оно располагалось так, что с его гульбища открывался наиболее красивый вид и оно было всегда освещено солнцем. Суровая торжественность палат 1-го периода уступила место архитектуре более приветливой и интимной.
ПАЛАТЫ В ВОЛЧЬИХ ЯМАХ
(Гремячая улица, 7)
Палаты в Волчьих Ямах - пример наиболее ранней постройки этой поры. В списках охраняемых памятников они названы «Офицерским корпусом». История этого здания до XIX в. и имена его владельцев неизвестны. Исследование показало, что здание представляет собой типичные жилые палаты богатого человека - псковского купца. Они несколько раз перестраивались. В 1918 г. сгорели все их деревянные части и покрытия, а после того как были выпилены железные связи, своды второго этажа и один из сводов первого провалились.
Палаты в Волчьих Ямах - крупное жилое здание с двумя каменными этажами, которые перекрывались сводами и служили основанием для деревянного жилого верха. Складские помещения занимали только нижний этаж, а во втором каменном этаже по сторонам входных сеней располагались с одной - стороны столовая, с другой - потешная палаты. Вход в сени был с крыльца, сени перекрыты сводами, боковые палаты второго этажа тоже были сводчатыми.
Столовой палатой, как это было принято в богатых жилых, зданиях, служило помещение, выходившее к улице (к улице был обращен и сход крыльца). Эта палата освещалась пятью окнами и соединялась внутристенной лестницей со складским помещением нижнего этажа. По одну сторону ее входной двери находилась печь, а по другую - киот. Второе большое помещение служило «веселой» палатой. Оно тоже обогревалось печью. Дымоходы в обеих палатах были пропущены сквозь своды. Окна палат были оборудованы деревянными колодами, от которых теперь остались лишь отпечатки.
Рис.14. Палаты в Волчьих Ямах. Дворовый фасад. Реконструкция.
При деревянном этаже здания сени были каменными, что часто встречалось в то время и преследовало цели защиты от пожаров.
Особенностью здания является необычайной ширины лестница (156 см), соединявшая второй этаж с третьим. По этой лестнице поднимались на гульбище, которое было устроено над крыльцом. Выход на него был только из сеней третьего этажа, где была устроена внутристенная лестница, которая вела еще выше - в деревянный верх над сенями. По сторонам сеней были расположены жилые деревянные покои (рис.14).
ТРЕТЬИ ПАЛАТЫ МЕНШИКОВЫХ
(улица Некрасова, 10а)
К началу нового периода в развитии псковской гражданской архитектуры относятся и Третьи палаты Меншиковых. В XIX в. эти палаты, без всякого к тому основания, прозвали «домом Марины Мнишек». По мнению Спегальского, они принадлежали Меншиковым со времени их постройки, о чем свидетельствуют и подземные ходы, которыми были связаны все жилые дома Меншиковых.
Здание это долгое время оставалось в запустении, без покрытия, а перестройка в первом десятилетии XX в. настолько изменила его вид, что изучение памятника в натуре без удаления наслоений представлялось невозможным. Однако, используя обмеры И. Ф. Годовикова, сделанные в середине XIX в. (здание в то время было уже сильно разрушено), Спегальский сумел обнаружить некоторые следы тех частей здания, которые при И. Ф. Годовикове уже не существовали (крылец с гульбищами над ними и верхних деревянных этажей). Ему удалось установить, что здание имело вверху деревянные хоромы, и восстановить схему их плана.
Рис. 15. Третьи палаты Меншиковых. Дворовый фасад. Реконструкция.
Третьи палаты Меншиковых отличаются от всех предшествовавших палат миниатюрностью. Повторяя собой ту же схему планировки, что была у богатых зданий, они имели сводчатую столовую палату и перекрытую плоским потолком потешную палату, через которую из столовой переходили по каменной лестнице в подклеть и клеть. Над крыльцом было, гульбище, такое же, как и в более ранних Вторых палатах Меншиковых. Фасады имели декоративную обработку: их окна были украшены рельефными наличниками, очень тонко прорисованными, гармонично сочетающими в себе художественный замысел и технические средства. Прием выполнения наличников в основе тот же, что и во Вторых палатах Меншиковых, но их формы значительно упрощены (рис.15).
ПАЛАТЫ У СОКОЛЬЕЙ БАШНИ
(Комсомольский переулок, 5)
Памятник называется в списках охраняемых объектов псковской архитектуры «домом ксендза» - это связано с тем, что в конце XIX в. в нем жил ксендз находившегося по соседству польского костела.
История этого здания неизвестна, но, как показывает сопоставление строительных приемов, оно построено позднее Третьих палат Меншиковых. До нашего времени сохранилась лишь каменная часть дома богатого псковича XVII в.
Рис. 16. Палаты у Сокольей башни. Дворовый фасад. Реконструкция.
Здание имело два каменных и деревянный этаж. Нижний этаж - складской, второй этаж служил для приема гостей, третий, деревянный - жилые покои. План здания имел трехчастное деление. По одну сторону сеней, вход в которые был с крыльца, помещалась столовая палата, по другую - потешная. Сени второго этажа были перекрыты сводом, а оба приемных помещения - деревянными потолками. Спегальский отмечает, что в зданиях этого типа над крыльцом не было гульбища, а имелась деревянная светлица с гульбищем в виде галерейки, обходившей ее с трех сторон (рис.16).
Сени второго этажа, судя по остаткам двери, были холодными и имели пол, настланный лещадной плитой (колотый на слои и обтесанный камень - плитняк, специально подготовленный для выстилки полов). В их торцовой стене были входы в отхожее место и на внутристенную лестницу, ведущую в нижний этаж. Столовая (справа от сеней) и «веселая» (слева) палаты обогревались печами, топившимися из сеней, чтобы истопники не проходили в парадные палаты. До сих пор сохранились проемы, специально сделанные для этой цели.
Второй этаж сообщался с верхним деревянным жилым этажом каменной лестницей, которая проходила над лестницей, ведущей в нижний этаж.
Исследование этого здания показало, что нижние венцы его деревянного этажа были сделаны из брусьев сечением 30х30 см.
Спегальский в своем труде рассказывает о том, что в большинстве случаев, когда ему удавалось осмотреть обнаженные верхние части каменных стен, сопрягавшихся ранее с деревянными, оказывалось, что выше, первого венца было оставлено место, необходимое для последующих венцов деревянных стен, но кладка была чисто обработана с обеих сторон, и никаких отпечатков бревен на ней уже не было. По-видимому, выше первого венца стены рубились после окончания кладки каменной стены, а между камнем и деревом оставалось пространство, которое, вероятно, заполнялось мхом. Такое устройство сопряжения не только предохраняло от проникновения холода, но в то же время давало возможность проветривания дерева нижних венцов. Исключение представляет «дом Печенко», где в кладку были заложены два нижних венца.
«ДОМ ПЕЧЕНКО»
(улица Гоголя, 43)
Палаты названы по имени их последнего владельца - Печенко.
«Дом Печенко» объединяет в себе два образца построек, относящихся к разному времени: одноэтажное крыло здания поставлено в 60 - 70-е гг. XVII в., двухэтажное пристроено к нему через 15 - 20 лет (рис. 17 и 18).
Рис. 17. «Дом Печенко». Дворовый фасад. Реконструкция.
Рис. 18. Вид «дома Печенко» со двора. Реконструкция.
Памятник пережил много переделок и перестроек, которые совершенно исказили его первоначальный облик.
Исследователи дореволюционного времени считали «дом Печенко» «третьестепенным памятником», а его архитектуру - бедной и примитивной, - не представляющей интереса для изучения.
Рис. 19. «Дом Печенко» (старая часть). Вид на северо-западный торец повалуши. Реконструкция.
Проведенное Спегальским тщательное изучение памятника заставило в корне изменить представление о качестве его архитектуры, как внешней, так и внутренней. Огромное количество накопленных наблюдений, обмеры и зарисовки позволили исследователю восстановить в графических изображениях его первоначальный вид, выявить высокие эстетические достоинства интерьеров парадных помещений с их характерным оборудованием - цветными изразцовыми печами и керамическими киотами.
Старейшая часть палат не имела подклети, а только клеть. В палатах кроме клети и сеней - передних и задних - была повалуша (рис.19). В ней стояла необычная по своей расцветке и рисунку рельефа печь. Исследование орнамента изразцов этой печи показало, что автором ее был, несомненно, псковский мастер. Необычны и эмали росписи этих изразцов: «красная - краплакового цвета, густого и в то же время яркого, с малиновым оттенком и со слабым люстром цвета червонного золота, и зеленая - сероватая неяркая, бархатистого тона, с множеством мельчайших изумрудных и охристых крапинок, и синяя - блестящая, как стекло, очень глубокого индигового цвета, не встречающегося на других псковских изразцах». Так поэтически описывает их Ю. П. Спегальский.
Такой расцветки и рисунка печи, по мнению, знатоков - специалистов в области керамического искусства, неизвестны в Древней Руси, и потому не вызывает сомнения, что это чисто псковское произведение (рис.20).
Рис. 20. Изразцовая печь в повалуше старой части «дома Печенко». Реконструкция.
Из сеней старых палат в верхние деревянные хоромы вела внутристенная лестница. В этом доме было, удачным устройство отхожего места, снабженного коридорчиком - шлюзом, предохраняющим от проникновения дурного запаха в сени.
Новые палаты представляли собой жилище более богатого типа. В настоящее время сохранились лишь два каменных этажа этого здания; свои деревянные этажи и крыльцо оно утратило. «...Неудачной подделкой под старину является новое крыльцо в ложном древнепсковском стиле, не имеющее ничего общего с тем крыльцом, которое здесь было в XVII в. ...Не лучше сделаны и новые ворота. При этой перестройке наружным формам новых оконных проемов придали подобие старинных, хотя ни по расположению, ни по размерам, ни даже по количеству, эти новые окна не соответствовали первоначальным».
Здание было с двумя каменными этажами и верхними деревянными хоромами, с трехчастным делением плана. Нижний этаж был отведен под склады, второй служил для приема гостей. Столовая и «веселая» палаты помещались по обе стороны холодных сеней.
Рис.21. Столовая палата в «доме Печенко». Реконструкция.
Сени второго этажа были перекрыты сводами, а столовая и «веселая» палаты - деревянными потолками. Из женской половины деревянного жилого этажа внутристенная каменная лестница вела во двор. Мужская половина деревянного этажа соединялась с каменным этажом деревянной лестницей. Сохранившееся окно, его положение под самым потолком и размеры указывают на то, что оно предназначалось для освещения этой лестницы.
Столовая палата по-прежнему была обращена в сторону улицы, а потешная - в глубь участка. Обе эти палаты украшали прекрасные изразцовые печи.
Рис. 22. Изразцовая печь столовой палаты «дома Печенко». Реконструкция
В столовой палате печь была круглая, с изящно прорисованным на кремовом фоне орнаментом. Мотивы ее изразцов редко встречались в Пскове и неизвестны в других городах Руси. Интересны в декоре печи изразцы с птицами, клюющими ягоды диковинных растений. Вся роспись выполнена изумрудно-зеленой и темно-синей поливами (рис. 21 и 22).
«Веселая» палата была просторнее столовой. По найденным здесь обломкам изразцов можно судить, что в XVII в. ее украшала фигурная орнаментальная печь. Основной фон ее - бирюзовый. Нижнюю и верхнюю части печи опоясывали орнаментальные полосы с белым фоном, они были разделены узором из фантастических растений и птиц. По фризу над свесом карниза шли изразцы с изображением единорогов и львов. Роспись была исполнена синей, голубой, желтой и зеленой поливами (рис. 23 и 24).
Рис. 23. «Веселая» палата в «доме Печенко». Реконструкция.
Рис. 24. Изразцовая печь «веселой» палаты «дома Печенко». Реконструкция.
Помещение рядом со столовой палатой могло быть кабинетом хозяина (рис.25). Здесь также стояла печь. Основной тон ее расцветки изумрудно-зеленый, изразцы - с изображением ваз и растений изысканного рисунка, расписанные темно-синими, желтыми и бело-розовыми поливами (рис.26).
Рис.25. Кабинет хозяина в «доме Печенко». Реконструкция.
Рис.26. Изразцовая печь в кабинете хозяина «дома Печенко». Реконструкция.
В «доме Печенко», так же, как и в палатах у Сокольей башни, гульбище в виде навеса с легким ограждением было заменено деревянной светлицей с висячим балконом, огибавшим ее с трех сторон.
В сенях до сих пор сохранилась большая ниша для киота. Из сеней были выходы в изолированное шлюзом отхожее место и на лестницу в нижний этаж, служивший местом хранения ценностей. Сени были холодными, без отопления, окна и двери - без деревянных колод. Окна второго этажа не имели решеток, но имели кроме наружных еще и внутренние ставни, которые закрывались деревянными брусчатыми засовами. По стенам второго этажа шли стенные закладные деревянные шкафчики.
Обследование памятника с целью выяснения вида первоначального крыльца и плана деревянного этажа было проведено Спегальским в 1949 г.
Осмотр отпечатков нижних венцов деревянных стен исчезнувшего верхнего жилого этажа, которые остались на кладке верха каменной части здания, показал, что венцы эти были срублены из бревен, отесанных на три канта и соединенных в узлах «в обло» (с остатком), то есть соединение было сделано по-круглому, когда скрепление углов происходит посредством полукруглых выемок, которые обычно делаются в нижней части верхнего (а не нижнего, во избежание быстрого загнивания) бревна и накладываются на выпуклость нижнего поперечного бревна.
Половина хором, обращенная к улице, была разделена перерубом, начинавшимся уже с нижнего венца. Правая половина также была разделена перерубом, о чем свидетельствует смещенное положение печи, основание которой сохранилось.
ПАЛАТЫ ГУРЬЕВА
(улица Красных партизан, 10)
Предполагается, что этот дом построил Фаддей Гурьев, богатый купец. По сравнению с большей частью других псковских памятников палаты Гурьева хорошо сохранились, потеряв лишь свои дворовые постройки, которые были уничтожены в XVIII в.
Здание строилось по обычному для того времени типу, близкому к типу палат у Сокольей башни, однако в нем не только сени, но и столовая палата были перекрыты сводами. Крыльцо встроенное, то есть включено в собственный объем здания.
С правой стороны к крыльцу примыкает узкая галерея, под которой в нижнем этаже помещаются кладовая и проход в складское помещение нижнего этажа, По мнению Спегальского, первоначально это было каменное гульбище, подобное гульбищу Первых палат Меншиковых. В настоящее время стены этой части дома наглухо заделаны и заштукатурены.
Вход на гульбище, как и в Первых палатах Меншиковых, был с крыльца.
Первоначально план палат Гурьева был задуман трехчастным, с неширокими сенями посредине, со столовой палатой и «веселым» покоем по сторонам сеней, но в ходе постройки в планировку здания были внесены небольшие изменения. Нижний этаж дома имеет не трехчастный, а двухчастный план, что сближает его с постройками менее состоятельных псковичей (рис.27).
Рис. 27. Палаты Фаддея Гурьева. Дворовый фасад. Реконструкция.
По остаткам сгоревшего верхнего жилого деревянного этажа, находившимся на своде столовой палаты, Спегальский определил, что этот этаж был уничтожен пожаром не ранее первой половины XVIII в.
Переделки очень изменили внутренний вид второго этажа. Сени и расположенная налево от них столовая палата перекрыты старыми сводами. Окна расширены только в наружной части. Дверь в стене на лестницу, ведущую в погреб, откуда вносили в столовую палату снедь и вина, заделана, но сам лестничный ход существует. В столовой палате должна быть еще лестница в каменной стене, ведущая наверх, в жилые покои, но из-за новой штукатурки, толстым слоем покрывшей стены, найти ее не удалось. Специальный проем в стене для печи, стоявшей в углу палаты, остался без переделок.
Оштукатуренный плоский деревянный потолок и переделанные окна очень изменили «веселую» палату, однако все стены ее сохраняются почти нетронутыми. Потолок ее был деревянным. Открытые брусчатые балки первоначального потолка и его тесаный накат придавали интерьеру палат совсем иной характер (сейчас потолок оштукатурен). Как полагает Спегальский, эта палата, несомненно, была связана с жилым деревянным этажом лестницей, но, видимо, деревянной, расположенной у широкого простенка в углу за переборкой, забранной тесом в брусчатые стойки (наверху в этой части были спальные покои женской половины). Здесь сохранился старинный проем для печи с дымоходом XVII в.
Палаты Гурьева были первым зданием с «встроенным» крыльцом, то есть с крыльцом, включенным в его общий объем, а не выступающим, как это было прежде, и новой планировкой первого этажа. Встроенное крыльцо палат в следующих постройках получило более сложную компоновку.
К числу памятников типа палат Гурьева Спегальский относит и палаты на Романовой горе (Советская улица, 52). Здание это перестроено в XIX в. Часть нижнего этажа, хорошо сохранившаяся, была обмерена Спегальским в 1960 г. Однако для специального исследования этого здания необходимы очистка старых стен от штукатурки и разборка кладки XIX в.
Исследователь считает, что после перестройки план этого здания сохранил в значительной степени свои первоначальные черты. Можно не только увидеть его сходство с планом палат Гурьева, но и определить, что оно построено позднее. Памятник на Романовой горе также имеет встроенное крыльцо, но, в отличие от палат Гурьева, столовая и «веселая» палаты в нем были перекрыты деревянными потолками.
К этому же типу зданий Спегальский относит и Четвертые палаты Меншиковых («Второй дом Сутоцкого», Советская улица, 50), но считает, что они построены позднее, нежели палаты на Романовой горе. Здание находится на дворе Меншиковых, входы в него устроены с этого двора, что дает основание считать их принадлежавшими кому-то из Меншиковых. В конце XIX в. в Четвертых палатах Меншиковых еще существовали старинные печи. В свое время, как полагает Спегальский, палаты имели и деревянный верх.
Четвертые палаты Меншиковых - в сущности, не один дом, а два, объединенные в одном объеме. Один из них, с крыльцом, расположенным напротив заднего крыльца Первых палат Меншиковых, состоит из пяти помещений: с каждой стороны сеней расположено по два. Второй, очень маленький, как бы приставлен задней стороной к торцу первого. Он имеет отдельное крыльцо, сохранившееся, в измененном виде, до нашего времени, и кроме сеней всего только одно помещение. По типу его следует отнести к домам горожан среднего достатка.
Памятники первого периода (20-60-е гг. XVII в.) |
Содержание | Памятники третьего периода (последняя четверть XVII в.) |