------ стр.31 ------
"Солодёжня".26 История, этого здания до середины XIX в. неизвестна. В XIX в. здание было приспособлено под производство солода, отсюда и происходит его теперешнее название.27
Последним его владельцем был Лапин, от него «Солодежня» в 1914 г. перешла в собственность Псковского археологического общества (рис. 16).
Никаких письменных или графических материалов, позволяющих судить о времени постройки этого здания, его первых хозяевах и прежнем его виде, до сих пор не обнаружено. Провести подробное исследование самого памятника было невозможно, и пришлось ограничиться только внешними его осмотрами. Эти осмотры дали некоторый материал для суждения о тех изменениях, которым подверглось здание. Прежде всего, это следы изначально существовавшего и позднее уничтоженного третьего каменного этажа. В наружной, выходящей во двор, стене сохранилась и хорошо видна со стороны теперешнего чердака нижняя часть дверного проема (рис. 17). С внешней стороны этот проем заделан и заштукатурен, но внутри откосы проема открыты и виден нижний закладной крюк для навешивания двери. Проем сохранился на высоту около 120 см. Об уничтоженном этаже говорят лестница, выходящая из сеней второго этажа наверх, и остатки окна, освещавшего площадку лестницы.
При осмотре современного чердака были найдены обломки гладких плоских изразцов и карнизных печных изразцов XVII в.
_______________
26 - Гоголевская улица, д. № 42. На плане города (см. Приложение) обозначена №109. Упоминается К. Г. Евлентьевым в «Указателе вещественным памятникам». Краткое описание здания дано у П. Ф. Окулич-Казарина в «Спутнике по древнему Пскову». Упоминается в книгах И. Э. Грабаря (История русского искусства), А. К. Янсона (Псков в его прошлом). А. И. Васильева и А. К. Янсона (Древний Псков), В. Лаврова и П. Максимова (Псков). А. И. Некрасов в книге «Древний Псков» упоминает крыльцо "Солодёжни". Обстоятельное описание и обмеры здания были сделаны И. В. Рыльским (Гражданское зодчество в Пскове). назад
27 - К. Г. Евлентьев в «Указателе вещественным памятникам» относительно «Солодежни» пишет: «Палата барона Фитингофа в Песках служит солодежней» (Псковские губернские ведомости за 1873 г., № 50). назад
Изразцы покрыты светло-зеленой поливой. Эти находки говорят о том, что уничтоженный этаж отапливался.
Почему же сохранились нижние части только одной двери и одного окна и где следы остальных окон и дверей? Чтобы разрешить этот вопрос достаточно посмотреть на разрез здания (рис. 17). Стены были сломаны примерно до уровня шелыг сводов, т. е., другими словами, не менее чем на 30—40 см ниже уровня пола уничтоженного этажа.28. Следовательно, после сломки не могло остаться никаких следов от большей части окон и дверей этого этажа. Остались следы только того окна и той двери, которые были опущены значительно ниже общего уровня. Опустить окно лестницы потребовалось для того, чтобы равномернее осветить лестницу, а также потому, что сохранившаяся промежуточная площадка лестницы, на которую выходит окно, была сделана ниже уровня пола этажа (так же как это было сделано, например, во вторых палатах Меншиковых). Причину пониженного положения двери следует искать в особенностях ее назначения. Дверь выходила наружу — на дворовый фасад, следовательно, могла вести в какую-то пристройку, на крыльцо или же на галерею. Но пристройки здесь быть не могло, так как под дверью находились окна, освещавшие нижние этажи. Также невозможно предположить, что здесь существовало крыльцо. Единственно, на чем можно остановиться, это то, что дверь вела на находившееся здесь деревянное гульбище, т. е. балкон, вероятно, крытый, как это вообще было принято в средневековой архитектуре Европы и Востока. Гульбища были характерны и для древнерусской гражданской архитектуры. В XVII в. их устраивали при царских дворцах,29 помещичьих хоромах,30 зданиях производственного назначения,31 из-
_______________
28 - Пол настилался по бревенчатым лагам, лежавшим на сводах, и делался из толстых досок или из пластин. назад
29 - См. планы Кремлевского дворца (И. Е. 3 аб е л и н, ук. соч., т. 1, табл. I) и Коломенского дворца (там же, табл. II). назад
30 - Рисунки Мейерберга — село Богородицк и Подборье (Собрание рисунков к путешествию Мейерберга. СПб., 1827; А. А. П о т а п о в, ук. соч., т. I, табл. 3). назад
31 - См. описание промыслового патриаршего двора в Астрахани (И. Е. Забелин, ук. соч., т. I, стр. 579). назад
------ стр.33 ------
бах,32 караульнях.33 Они часто встречались в русской крестьянской архитектуре XVIII— XIX вв.34
Если дверь верхнего этажа «Солодежни» выходила на балкон, то почему она была опущена примерно на полтора метра ниже пола прилегающего этажа? Это, очевидно, сделано для того, чтобы гульбище с его крышей могло разместиться ниже уровня окон верхнего этажа и не затемнять их. Нельзя не обратить внимание и на то, что пол гульбища совпадал с верхом стен крыльца. Осмотр стены здания над крыльцом показал, что первоначально и притом очень долгое время непосредственно над крыльцом крыши не было. Стена над крыльцом сохранила первоначальную штукатурку. Штукатурка эта не раз белилась, что видно по нескольким слоям побелки на ней. Никаких следов примыкания к стене старой крыши на штукатурке нет. Если допустить, что стена была оштукатурена до покрытия крыльца, то, во-первых, никак не нужно и невозможно было бы потом белить стену, находящуюся под крышей, а, во-вторых, примыкание крыши к оштукатуренной стене не могло
_______________
32 - И. Е. Забелин, ук. соч., т. I, стр. 588; А. А. Потапов, ук. соч., т. I, стр. 36; т. II, стр. 142. назад
33 - См. описание караулен в псковской годовой смете 1699 г. (Сб. МАМЮ, М., 1914, т. VI, стр. 231, 232, 241). назад
34 - Р. М. Г а б е. Карельское деревянное зодчество. М., 1941, стр. 31, рисунки дома Клопова и дома Терентьева; стр. 77, дом Лопаткина: А.А.Б о б р и н с к и й. Народные русские деревянные изделия. М., 1913, Изд. 2, табл. 92, рис. 3; табл. 152, рис. 3; табл. 153, рис. 7; Н. Н. Соболев. Русский орнамент. М., 1948, стр. 77. назад
бы не оставить следов на ней. Ясно, что над крыльцом было оставлено еще свободное пространство, т. е. было крытое гульбище с легкими досчатыми стенками. Отсюда становится понятным, почему порог двери находится близко к уровню обреза каменной кладки крыльца. Гульбище, начинавшееся у двери, по-видимому, продолжалось и над крыльцом, где оно расширялось соответственно выступу крыльца.
Представить себе такой навес над крыльцом может в некоторой степени помочь рисунок Мейерберга, изображающий посольский дом в Китай-городе в Москве35 (рис. 18), и один из чертежей XVII в. из дел Тайного приказа (рис. 19).36 На этих рисунках навесы показаны над верхними площадками крылец. Первоначально и на «Солодежне» гульбище могло быть только над верхней площадкой крыльца, так как комнатки, существующей теперь над нижней площадкой, не было. Комнатка эта была сделана позднее, спустя несколько десятков лет после постройки здания. Очевидно, в отличие от верхней площадки нижняя площадка и часть крыльца с лестницей первоначально были просто покрыты крышей.
Рис.18. Посолький двор. По Мейербергу.
Что же представлял собою уничтоженный каменный этаж «Солодежни»? Нижняя часть стены, идущей по обводу этого этажа, хорошо сохранилась, но никаких следов примыкания к ней внутренних поперечных стен нет. Считать, что этот этаж разделялся деревянными стенами, нет оснований, так как, из изучения других памятников можно видеть, что в каменных зданиях деревянными переборками псковские строители до последней четверти XVII в. отгораживали лишь очень небольшие помещения подсобного назначения, а палаты всегда разделялись каменными стенами. Следовательно, весь этот этаж был занят одной большой палатой, которая напоминала палату со столбом в верхнем каменном этаже Поганкиных палат, но была еще обширнее.
Сравнение «Солодежни» с Поганкиными палатами и первыми палатами Меншиковых убеждает в том, что перекрытие третьего этажа «Солодежни» было деревянным. Это дает уже некоторое, хотя и очень общее представление об этом этаже. Оно еще более уточ-
_______________
35 - Воспроизведен у А. А. Потапова (ук. соч., т. I, табл. XXIV). назад
36 - Сборник чертежей Москвы, ее окрестностей и города Пскова XVII в. М., 1861, чертеж 2. назад
нится, если мы выясним, каким образом был устроен выход на гульбище. Как ранее говорилось, порог двери расположен намного ниже уровня пола. Устройство этой двери, не имеющей колоды, не могло предохранить от проникновения холодного воздуха. Означает ли это, что верхний этаж был холодным, или нет? Осмотр самой «Солодежни» не дал ответов на эти вопросы, но их подсказал материал исследования других псковских памятников, в частности «дома Печенко».
В одной из комнат верхнего этажа «дома Печенко» сохранились следы, указывающие на то, что здесь за переборкой, отделявшей уголок помещения, находилась деревянная междуэтажная лестница (см. стр. 101). Есть основания считать, что устройство лестниц в деревянных тамбурах — прием, обычный для Москвы XVII в.,37 — применялось тогда нередко и в Пскове. В «книгах Поганкина» упоминается о такой лестнице в одной из двухэтажных лавок в Псковском большом торгу.38
Без сомнения, выход на галерею был устроен через деревянный тамбур, пристроенный внутри помещения к стене. Внутри тамбура были ступени, чтобы спускаться к наружной двери. Симметрично ему располагался выступ лестницы, выходившей из нижних сеней на другом конце зала. Такое расположение было не случайным, а являлось результатом продуманной композиции зала (рис. 17, б).
Прежде чем пытаться установить первоначальный вид этого здания и определить назначение его помещений, необходимо обратить внимание на наиболее существенные переделки его сохранившейся части.
К ним относятся переделка окон в помещении второго этажа, выходящем к улице, и устройство комнаты над нижним рундуком крыльца. Вероятно, обе переделки одновременны. Окна были не только расширены (их световые отверстия были увеличены — каждое более чем в два раза), но, кроме того, в отличие от старых окон их оборудовали деревянными колодами, предназначенными для двойных переплетов. Часть окон (на заднем фасаде), по всей вероятности, была пробита на месте ниш или выхода внутристенной лестницы из поклети. Под штукатуркой, особенно при косом освещении, можно проследить края проломов, сделанных при пробивке стен и расширении окон. Первоначально это помещение, как и противоположное, не отапливалось. Об этом свидетельствует отсутствие изначальных дымоходов. Дымоход здесь пробран в конце XVII в. при перестройке; для этого пришлось проломать стену, а рваные края пролома облицевать кирпичной кладкой.
Рис.19. Чертеж деревянного здания XVII в. из дел тайного приказа
До перестройки эта палата, так же как и расположенная по другую сторону сеней, имела небольшие окошки, снабженные только железными ставнями и решетками, причем, вероятно, на заднем фасаде окон было меньше, чем теперь, или совсем не было. Надо полагать, что в стене заднего фасада проходила лестница из подклети. О том, что подклети имели связь со вторым этажом, говорят засовы из брусьев, которыми запирались двери подклетей изнутри.
Как уже упомянуто, комнатки над крыльцом первоначально не было. Проход в эту комнатку был пробит позднее, вероятно, на месте ниши-шкафчика.
Учитывая перечисленные наблюдения, можно представить себе в общих чертах это здание в первоначальном его виде и объяснить причину и цель произведенных здесь в XVII в. переделок. Нижний этаж здания представлял собою, по современной терминологии, полуподвал. Благодаря случайным раскопкам установлено, что пол нижнего этажа находился первоначально ниже уровня земли приблизительно на метр. В холодном, неотапливаемом втором этаже было довольно скудное освещение. Немногочисленные небольшие окна были здесь, как и в нижнем
_______________
37 - См. описание дворцовых построек: И.Е.Забелин, ук. соч., т. I, стр. 489. 514, 526, 754-756. назад
38 - К. Г. Е в л е н т ь е в. Книги псковитина, посадского торгового человека Сергея Иванова сына Поганкина. Псков, 1870, стр. 25. — «А в той лавке чулан, а из чулана выход на полати» (из документа 1673 г.). назад
------ стр.36 ------
этаже, защищены железными ставнями и решетками. В стенах были шкафы-ниши, закрывавшиеся железными ставнями. Средняя часть этого этажа – сени - была связана со двором крыльцом, а с верхним этажом — внутристенной лестницей. Третий этаж представлял собою одно большое помещение, перекрытое в отличие от двух нижних этажей не сводами, а деревянным потолком. По анологии с третьими этажами в зданиях такого же типа (Поганкиных палатах и первых палатах Меншиковых) можно догадаться о том, что этот обширный зал был хорошо освещен часто расположенными окнами. Из него имелся выход на обращенный во двор деревянный балкон и связанный с ним навес над крыльцом.
Сходство в общем устройстве с Поганкиными палатами несомненно, а это говорит, что и «Солодежня» была построена как жилое здание. Чтобы определить назначение помещений такого здания, необходимо представлять себе уклад жизни его первых владельцев, особенности их домашнего хозяйства. Домашнее хозяйство богатого русского человека той эпохи призвано было удовлетворять почти все потребности хозяина, его семьи и челяди. Дома готовили всякого рода еду, пекли хлебы, делали напитки — пиво, вино,39 мед, брагу, квас; заготовляли запасы, пряли, ткали, шили белье, платье, головные уборы и обувь, вышивали, низали жемчуг, делали сбрую, седла, сумы, рукавицы, шубы и т. д. Для этого, кроме черных работников и работниц, среди дворни были люди, знающие сапожное, портняжное, кузнечное, хлебопекарное, поварское, пивоваренное, плотничное и другие ремесла, швеи, ткачихи, вышивальщицы и низальщицы, а также всегда был достаточный запас необходимых материалов, инструментов и приспособлений.
Хозяйство вели так, чтобы к соседям ни за чем не нужно было обращаться. «В чюжой двор не идешь ни пошто: свое без слова», — говорит «Домострой».40
Помимо обильных запасов продуктов питания, хранившихся в житницах, закромах, на ледниках, в погребах и сушилах, расположенных во дворе, а также запасов леса, дров, деревянных поделок, тары разного рода, конской сбруи, транспортных принадлежностей и других сравнительно недорогих запасов, которые можно было сохранять в амбарах и сенницах, у богатого человека хранились меха, кожи, материи, различные металлические изделия, запас готового платья, ковры, оружие, дорогие вина и другое ценное имущество, которое было бы рискованным держать в дворовых постройках.41
Купец должен был, кроме того, сохранять у себя дома товары, а для этого нужны были вместительные, хорошо защищенные от огня, крепкие, сухие складочные помещения. Кожи меха, хмель, сало, мед, металлы, пенька, рогожи, холсты, соль, зерно и другие товары закупались и складывались на хранение псковскими купцами в больших количествах.
Кроме запасов и товаров, в клетях хранили разные домашние пожитки и утварь. В старину русские люди не загромождали своих горниц и парадных помещений имуществом. Все, в чем не было постоянной, ежеминутной необходимости, должно было быть убрано из горниц и палат в клеть.42 Все лучшее и ценное пока им не пользовались, держалось под замком. «А постеля и платья по гряткам и в сундуках, и в коробьях».43 «А ставцы, блюда, и ложки, и братины, и ковши, и всякие сосуды лучшие, серебрянные и оловянные и деревянные — те держати за замком, в крепком месте, и коли гости или в праздник, и стол при добрых людях — вынимать».44 «А саженье и мониста и лучшее платье всегда бы было в сундуках и в коробьях, за замком».45 В клети, под замок, в осо-
_______________
39 - Это разрешалось не всегда и не всем в интересах казенной монополии. назад
40 - «Домострой» — источник, который не только может дать представление о жизни богатого русского купечества XVI в. (к которому он относится), но и помогает яснее представить многие черты быта купечества XVII в., особенно первой его половины. Хотя в бытовом укладе русских людей тогда и происходили изменения, все же некоторые существенные особенности его были весьма устойчивы, и многие черты купеческого быта, описанные «Домостроем», сохранялись, как мы знаем, не только в конце XVII в., но и в значительно более поздние времена. Поэтому автор в некоторых случаях обращается к этому источнику. назад
41 - Домострой по списку Общества истории и древностей российских. М., 1882, гл. 54, 55, 56, 57. назад
42 - Это давало основание Олеарию написать: «. . . ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей незаметно украшения в виде расставленном посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешены цыновками и заставлены иконами» (О л е а р и й. Путешествие в Московию, кн. 3. СПб., 1906, гл. VII). назад
43 - «Домострой», гл. 33 (грядки — длинные жерди для развешивания вещей). назад
44 - Там же, гл. 38. назад
45 - Там же, гл. 33. назад
бые сундуки складывалось приданое для дочерей.46
К этому необходимо добавить, что богатый купец не доверял не только людям с улицы, но и собственным слугам и старался убрать подальше свои ценности и от них.
Челядь жила на дворе. Во дворе же был поварни и приспешни, погреба и амбары для хранения недорогих продуктов, баня, сушила, конюшни, ледники, сараи. Товары платья, дорогие предметы и драгоценности, вина, посуда, ткани, ковры, полавочники и т. п. — все то, что «Домострой» советует держать «за замком, в крепком месте» должно было находиться не только в месте безопасном от пожара, но и подальше от слуг, под рукой у хозяина. Только в каменных клетях, располагавшихся в жилом здании хозяина, под каменными сводами, за железными дверями, ставнями и решетками можно было спокойно хранить эти богатства.
Без особых доказательств ясно, что как нижний этаж «Солодежни», как и две палаты второго этажа ее служили складочными помещениями. Клети, расположенные во втором этаже, наверное, были соединены с подклетями внутристенными лестницами.47 Двери подклетей закрывались не только извне, но и изнутри при помощи деревянных брусьев. Брус вкладывался во время подстройки в канал, сделанный в стене по одну сторону двери. Когда этот брус выдвигался из канала и вставлялся концом во впадину в другом откосе двери, он запирал дверь подобно засову. Таким образом, подклети после их загрузки могли закрываться изнутри Тогда в них можно было попасть только спустившись по внутристенной лестнице и верхнего этажа. Хозяин мог их посещать не выходя во двор, причем никто, кроме домашних, этого не мог видеть и знать.
Третий этаж здания, занятый одним обширным залом, также не был приспособлен для жилья. Это помещение напоминало старинную гридню, и без сомнения, предназначалось для приема гостей. С XVI в. такие помещения назывались уже не «гридницами» а «повалушами». В письменной летописи есть запись о постройке в 1535 г. палат архиепископа Макария с деревянными горницами и каменной повалушей. Повалуша - это общее помещение, служившее столовой, пировой комнатой48 и местом, где гости вместе с хозяевами развлекались плясками, пением и играми.49
Таким образом, мы видим, что не только в сохранившихся двух этажах здания, но и в уничтоженном третьем этаже не было еще собственно жилых помещений. Предполагать, что существовал еще четвертый каменный этаж, нет никаких оснований. Очевидно, что после уничтожения верхнего каменного этажа «Солодежни» никаких прямых следов деревянных хором этого здания обнаружить на месте уже невозможно. Приходится ограничиться реконструкцией верхних этажей «Солодежни» в самых общих чертах (рис. 20). Без сомнения, деревянный верх был рубленым. Планировка хором в основе была трехчастной. Среднее помещение, как это было принято, служило сенями, т. е. было проходным, и в нем могли спать лишь сенные девушки. Оно, надо полагать, соединялось с повалушей лестницей, проходившей в каменной стене. Боковые помещения, вероятно, были разделены перерубами. Над этим деревянным этажом, несомненно, возвышались еще вышки и сенники. Таков был в общих чертах первоначальный вид этого здания.
В последней четверти XVII в. (в 70-х или 80-х годах) оно было несколько изменено. Выше уже было указано, что в клети, обращенной к улице, старые окна были расширены и увеличено их число. В окна были заложены деревянные колоды с двойными фальцами для оконниц, и было устроено отопление. Кроме того, над нижней площадкой крыльца была надстроена небольшая комнатка, которую соединили проходом с переоборудованной палатой (рис.21, 22).
Смысл этой переделки станет ясен, когда мы ниже ознакомимся с памятниками 80-х годов ХVII в.
Как мы увидим, уже задолго до этого времени в среде богатых горожан обычай уго-
_______________
46 - Там же, гл. 16. назад
47 - Их, к сожалению, нельзя было обнаружить, так как подклети используются как склады овощей и недоступны для осмотра, а во втором этаже не было возможности отбивать штукатурку. назад
48 - А. И. Некрасов. Древнерусское зодчество XI—XII вв. М., 1936, стр. 20; Е. А щ е п к о в. Русское деревянное зодчество. М., 1950, стр. 45. назад
49 - Сами пиры в древней Руси проходили под музыку, песни, сопровождались представлениями скоморохов, плясунов и проч. Вот как описывает пир «Слово о богатом и убогом» (XII в.): «Чаши позлащенные, питие многое, веселие — гусли, ласковци, шпилеве, смехословцы, плясания, мерзости, вопли, песни» (Изв. АН СССР по отд. русск. яз. и словесности, т. X, М., 1863, стр. 548). Именно поэтому и нужна была для повалуши такая большая площадь. назад
------ стр.38 ------
Рис.20. "Солодежня". Дворовый фасад. Реконструкция.
------ стр.39 ------
щать гостей в повалушах вышел из моды. Комнаты для пиров — столовые палаты — стали устраиваться отдельно от тех помещений, которые предназначались для игр, плясок и других забав после пира. Эти помещения, которые мы условно называем «веселыми палатами», первое время занимали место старых повалуш (как во вторых палатах Меншиковых).
Приблизительно в конце 70-х—начале 80-х годов XVII в. в Пскове вошло в обычай при столовой палате устраивать еще небольшую дополнительную палатку (т. е. комнату) («дом Печенко», палаты Гурьева, палаты Ямского). Таким образом, «Солодежня» с ее хотя и обширным, но единственным помещением для гостей к этому времени устарела и не отвечала новым потребностям. Это, по-видимому, и вызвало перестройку. Хозяин этого здания, переделав одну из прежних клетей в столовую палату, надстроил комнату над крыльцом и соединил ее с новой столовой. Так ему удалось приспособить свой дом к изменившимся обычаям, хотя дополнительная палатка при столовой получилась тесной и с довольно неудобным входом. Прежняя повалуша теперь служила только веселой палатой.
Рис.21. "Солодёжня" в первой половине XVII в. (до перестройки). Вид со двора. Реконструкция.
------ стр.40 ------
После надстройки нижнего рундука крыльца гульбище над крыльцом должно было увеличиться, заняв всю площадь крыльца (рис. 22).
Рис.22. "Солодёжня" во второй половине XVII в. (после перестройки). Вид со двора. Реконструкция.
Постройки XVII века, принадлежавшие наиболее богатым горожанам | Оглавление | Поганкины палаты |