------ стр.161 ------

Второй период. Второй период развития псковской каменной жилой архитектуры XVII в. продолжался примерно с 60-х по 80-е годы. В это время каменные жилые здания строились по заказам представителей не только наиболее богатого купечества, но и средних его слоев. Наибольшее распространение получили жилые здания с двумя каменными этажами, как правило, не особенно большие. Вероятно, одной из первых построек нового периода были третьи палаты Меншиковых. Они резко отличались от более старых палат не только сокращением этажности каменной части, но и очень решительным уменьшением размеров здания, утонением его стен, изгнанием всего неэкономного и лишнего. Эти палаты были построены, по-видимому, по заказу одного из младших членов семьи Меншиковых, менее богатого, чем его старшие родичи. Перед строителями стояла задача при ограниченных средствах построить богатое каменное жилое здание. Талантливые мастера великолепно разрешили эту задачу. Ими были учтены недостатки прежних палат и изгнаны все излишества. В двух каменных этажах были удачно размещены все необходимые складочные и приемные помещения. В новой постройке старались сохранить привычные особенности парадных приемных палат. Столовую перекрыли сомкнутым сводом с распалубками и украсили печью и киотом. Для того чтобы пройти из столовой в «веселую палату», нужно было подниматься по лестнице. «Веселая палата», как бывало в прежних трехэтажных палатах, была перекрыта уже не сводом, а деревянным потолком. Чтобы попасть на гульбище, гостям нужно было подниматься из «веселой палаты» еще на один этаж. Выйдя в каменные сени третьего этажа они могли думать, что находятся на четвертом этаже. Впечатление богатства здания при всей его миниатюрности создавалось полное. Окна палат снаружи были украшены наличниками. Над средней частью крыльца было устроено гульбище в виде деревянного навеса.

При жилых деревянных горницах имелись каменные сени, которые приобретали большое значение в случае пожара. Эти сени представляли собою весьма надежное основание для самого верхнего деревянного этажа, возвышавшегося над серединой здания. Устройство в деревянном жилом этаже каменных сеней с этих пор стало нередким явлением. Палаты в Волчьих Ямах, «дом Михайлова», здание XVII в. во дворе д. № 7 на Гоголевской улице, здания на Конной улице27 и некоторые другие из сохранившихся до нашего времени построек имели при деревянных горницах каменные сени. Сени одной из них (на Гоголевской улице) были сложены уже после того, как деревянные помещения были срублены впритык к рубленным стенам, и на кладке остались отпечатки бревен.

Здания, пестренные вслед за третьими палатами Меншиковых, частью уничтожены

_______________

27 - Здания на Гоголевской и Конной улицах в этой работе не рассматриваются, так как они не были жилыми.  назад

------ стр.162 ------

(«дом Смирнова», палата на Большой Запсковской улице), частью существуют в развалинах.28 Сравнительно хорошо сохранились палаты у Сокольей башни и «дом Печенко», относящиеся уже к концу второго периода. «Дом Печенко» возможно был уже ровесником палат Трубинского, открывших собою третий период.

Насколько можно судить по оставшимся памятникам, рассматриваемый период был богат различными вариантами решения жилого здания. Развитие каменной жилой архитектуры шло не по одной, а по нескольким линиям. Вероятно, эти разные линии появились вследствие деятельности нескольких дружин мастеров, применявших и развивавших каждая свои излюбленные приемы, а нередко создававших по особому заказу совсем необычные композиции. Однако существовали и устойчивые, общепринятые приемы композиции богатых жилых палат.

Трехэтажные каменные палаты больше уже не строились. Складочные помещения стали устраиваться только в нижнем этаже. Подклетей часто совсем не делали, ограничиваясь лишь клетями (палаты в Волчьих Ямах, «дом Карамышева»). Второй этаж отводился целиком под приемные помещения. По одну сторону сеней помещалась столовая (к улице), с другой стороны — «веселая палата». На третьем этаже размещались деревянные рубленые хоромы, которые, надо полагать, попрежнему имели два этажа. Гульбище, помещавшееся над крыльцом, примыкало теперь уже не к приемному этажу, как в первый период, а к деревянному жилому этажу. Именно потому оно видоизменилось: на его месте появилась светелка, а гульбище получило вид висячего балкона, обходившего с трех сторон светелку. Украшение каменных частей наружных фасадов наличниками вышло из употребления. Стены палат, уже далеко не поднимавшиеся на прежнюю высоту, достаточно оживлялись выделявшимися на их глади крыльцами, занимавшими около трети дворового фасада, деревянными гульбищами над крыльцами, украшенными резными столбами и балясинами, и деревянными этажами, окна которых несомненно украшали наличники с резьбой. Задача смягчения суровости архитектурного облика купеческих палат была теперь разрешена столь коренным образом, что украшение их наличниками оказалось излишним.

Сохранившиеся памятники показывают, что существовал тип палат, все помещения которых перекрывались сводами. Однако для перекрытия нижнего этажа теперь применялись не сомкнутые, а цилиндрические своды. Во втором этаже цилиндрическим сводом перекрывались лишь сени, а помещения столовой палаты и «веселого покоя» сохраняли сомкнутые своды с распалубками. На примере палат Фадея Гурьева можно видеть, что в некоторых случаях «веселый покой» перекрывался в

_______________

28 - «Дом Михайлова», находящийся на Запсковье, сохранил стены двух этажей с первоначальными окнами в них и кое-какие остатки сеней третьего этажа, но потерял своды и был засыпан в 1947 г. мусором до верха сохранившегося каменного этажа.  назад

------ стр.163 ------

делались закладные шкафчики из досок, зажатых кладкой.

Устройство жилищ все больше приспосабливали к наиболее полному удовлетворению потребностей быта и созданию удобств. Для этого служили внутристенные лестницы, шкафчики в стенах и, наконец, такие устройства как мусоропровод (в палатах в Волчьих Ямах). Большое внимание уделялось связи жилого здания с окружающим его пейзажем. Здание старались расположить так, чтобы с его гульбища открывался наиболее красивый вид, чтобы крыльцо и гульбище, по возможности, были освещены солнцем. Внутренняя архитектура приобрела характер большей интимности, потеряв отчасти былую торжественность, свойственную обширным палатам первого периода. Гости теперь не поднимались после пира по длинной лестнице на этаж выше в «веселый покой», а переходили в него через сени. Им не приходилось удивляться высоте здания и обширности палат, но зато все было близко и удобно. Сени, которые в первый период часто бывали довольно неуютными, теперь, благодаря их меньшим размерам и более удачным пропорциям, получили уютный вид.

Большие просветы окон, размеры которых в этот период намного увеличились, деревянные шкафчики в стенах, каменные или деревянные выступы входящих в палаты междуэтажных лестниц, нарушавшие симметрию, — все это наряду с уменьшением размеров зданий изменило и их характер. К сожалению, пока имеется мало материала о внутреннем убранстве помещений. Немалую роль в интерьере продолжали играть изразцовые печи, орнаментация и расцветка которых были очень разнообразны. Судя по стенным шкафчикам, обычно не опускавшимся ниже уровня подоконников, подле стен по-прежнему располагались врубленные в пол лавки. Стенные шкафчики, вероятно, были большей частью такими же скромными, как шкафчики в псковских церквах второй половины XVII в. (в частности, Ново-Вознесенской и Преполовенской на Елизаровском подворье). Единственным украшением этих шкафчиков были кованые петли, личины и ручки.

Помимо печей, украшением столовых палат, как и прежде, служили киоты, уставленные иконами, украшенные резьбой и позолотой. Стены и своды по-прежнему оштукатуривались и белились.

Упрочивающееся положение купечества, составлявшего подавляющую часть богатых горожан, чем дальше, тем все больше и больше сказывалось на сознании его представителей. Повседневная тревога за сохранность своих богатств и за свое благополучие уступала место уверенности в прочности своего положения. В связи с этим все сильнее возрастало стремление к радостям и наслаждениям жизни, к украшению ее внешней обстановки.

В купеческих жилых палатах значительно меньшее место, чем раньше, стали занимать хранилища для запасов и товаров, устраивавшиеся теперь подчас не столько под хозяйским жильем, сколько отдельно от жилого дома на другой стороне двора, где они служили основанием для деревянных жилых помещений челяди. Эти кладовые уже не связывались внутренними ходами с жилищем хозяина, не имели внутренних запоров, а запирались и отпирались со двора. В это время псковские богачи не боялись строить клети даже вдали от своего двора. Они устраивали заводы, сады и иные предприятия в разных местах города, так как были уверены в их сохранности.

Изменилось положение не только наиболее богатых купцов, но и среднего купечества. Сохранившиеся памятники псковской гражданской архитектуры показывают, что во второй половине XVII в. горожане среднего достатка стали заводить при своих иногда даже очень небольших домиках, не только каменные погреба и клети, но и каменные приемные этажи с повалушами, столовыми палатами и «веселыми покоями». Под небольшими хоромами стали делать такие же небольшие каменные палаты в два этажа с каменными крыльцами, воспроизводящие в миниатюре палаты богатых купцов. Появился ряд вариантов каменных построек людей среднего состояния. Некоторые из них просто подражали композиции богатых палат, а другие давали своеобразные самостоятельные решения. Судить о всем разнообразии каменных построек этого рода мы можем лишь приблизительно. Из них сохранились очень немногие - старая половина «дома Печенко», дом у «Мешка» и «дом Карамышева».

Необходимость решения новых задач, выдвигавшихся представителями разных слоев горожан, взявшихся теперь за каменное строительство, в некоторой степени развязывала творчество псковских каменщиков. В этом периоде псковские каменщики вло-

------ стр.164 ------

жили в строительство жилых палат немало изобретательности, остроумия и художественного таланта, следствием чего было не только облегчение и удешевление стройки, но и сопутствующая упрощению строительных приемов выработка более приветливого и уютного характера архитектуры.

Наконец, в этот период начинает сказываться не только влияние богатых построек на архитектуру жилых зданий людей среднего состояния, но и обратное воздействие.

Планировка нижнего этажа палат Фадея Гурьева говорит о том, что уже тогда некоторые приемы, возникшие в строительстве не особенно богатых людей, стали иногда переноситься в богатые постройки. Былой разрыв между зданиями, принадлежавшими богатейшему купечеству, и постройками других слоев зажиточных посадских людей исчез. От самых богатых палат до самой простой «избы выработались промежуточные типы построек, отразившие в своей архитектуре все разнообразие вкусов и привычек русского горожанина второй половины XVII в.

 


Первый период развития псковской жилой каменной архитектуры в XVII в. Оглавление Третий период развития псковской жилой каменной архитектуры в XVII в.

 

Каталог сайтов Пскова «Псковский Топ». Сайты г.Пскова и Псковской области Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz