П Р И Л О Ж Е Н И Я (*)
Проектные и графические работы Ю.П.Спегальского
Графика, живопись и эскизы к предметам декоративно-прикладного искусства
Каталог предметов декоративно-прикладного искусства, созданных Ю.П.Спегальским
Опубликованные работы Ю.П.Спегальского
Неопубликованные работы Ю.П.Спегальского
Приложение 1.
ПРОЕКТНЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Ю. П. СПЕГАЛЬСКОГО
1936 г. Кинотеатр. Дипломный проект. Ленинградский институт коммунального строительства.
1939 г. Гремячая башня в Пскове. Проект реставрации. Научный архив Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (ЛОИА АН СССР), ф. 78.
1940 г. Вторые палаты Меншиковых («дом Яковлева»). Проект реставрации. Научный архив ЛОИА АН СССР, ф. 78; Государственный архив Псковской области (ГАПО), ф. 1767, оп. 2, д. 41, 227; архив Псковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ПСНРПМ), 3.3.10—1/3—44—16.
1943 г. Проект трехкомнатного дома для индивидуального строительства в сельской местности. ЛОИА, ф. 78. Конкурсный проект монумента в парке Победы в Ленинграде. Научный архив Спегальского (НАС), on. 1, д. 9.
1944 г. Конкурсный проект художественного фарфора. Эскиз чайной чашки «Александр Невский». НАС, on. 1, д. 9.
1945 г. Ц. Николы со Усохи. Проекты реконструкции, фиксирующие строительную историю памятника по этапам. ЛОИА, ф. 78. Ц. Одигитрии. Проекты реконструкции (памятник в 1685 г. и в 1866 г.) ЛОИА, ф. 78.
1946 г. Ц. Николы со Усохи. Проект реконструкции. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 98 и 99; ф. 1667, св. 2, д. 102.
1945—1947 гг. Проект планировки архитектурных заповедников в г. Пскове. ЛОИА, ф. 78. Положение об архитектурных заповедниках г. Пскова (пояснительная записка): план Пскова с нанесением на нем 215 памятников гражданской архитектуры XVI—XVII вв. с пояснениями. ЛОИА, ф. 78; ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 21.
1947 г. Ц. Богоявления с Запсковья. Проект реставрации. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 61/ 63—67. Колокольня ц. Михаила-архангела и корпуса к ней. Проект реставрации. НАС, оп. 2, д. 10; ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 184. Жилые палаты второй половины XVII в. у Сокольей башни («дом ксендза»). Проект реставрации. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 189, 190; ЛОИА, ф. 78. Ц. Иоакима и Анны. Проект реставрации покрытия. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 63. 70, 71. Технический проект реставрации покрытия ц. Богоявления с Запсковья. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 61. Обмерные чертежи купола и крыш храма Богоявления с Запсковья. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 63. Проект восстановления креста XVI в. ГАПО, ф. 1767, oп. 2, д. 70. Обмер креста Пароменской ц. Архив ПСНРПМ. Обмерные чертежи креста д. Козьмы и Дамиана с Примостья. ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 90. Проекты консервации цц. Козьмы и Дамиана с Гремячен горы, Василия на Горке, собора Мирожского монастыря, Троицкого собора и др. НАС, on. 1, д. 9. Конкурсный проект памятника Герою Советского Союза т. Харченко (соавтор). НАС, сп. 1, д. 9.
1948—1951 гг. Проекты реконструкций гражданских и церковных сооружений г. Пскова (32 проекта). ЛОИА, ф. 78. Научно-исследовательские материалы к проекту реставрации «дома Печенко>. ЛОИА, ф. 78; архив ПСНРПМ, 3,3.11—14—3.45—3.
1952—1954 гг. Проект двухкомнатного жилого дома для сельской местности и проект жилого дома для Псковской области. Проект орнаментальных композиций, созданных на основе изучения приемов и принципов древнепсковских мастеров. Проект реконструкции храма в погосте Торошино. Проект реконструкции Ильинской ц. ЛОИА, ф. 78.
1955—1956 гг. Декор русских изразцовых печей XVII в. и псковские керамические киоты XVII в. Реконструкции. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры (ГНИМА). Конкурсный проект монумента в честь 250-летия Кронштадта. НАС, on. 1, д. 9. Псковская керамика XVI—XVIII вв. (ранние обмеры и рисунки печных изразцов и их обломков). ЛОИА, ф. 78. Обмерные чертежи к проектам реставрации и реконструкции памятников архитектуры Пскова (планы, фасады, разрезы и детали), в общем количестве более 400 листов. ЛОИА, ф. 78.
1968—1969 гг. Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв. Реконструкции. ЛОИА, ф. 78. Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова с разработанными графическими схемами историко-архитектурных комплексов. Подлинник хранится в ЛОИА, ф. 78. Копии — в архиве ПСНРПМ и Псковской областной библиотеке (библиографический отдел).
ГРАФИКА, ЖИВОПИСЬ И ЭСКИЗЫ К ПРЕДМЕТАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1930 г. Эскизы узоров рукавиц (цветной карандаш). НАС, on. 1, д. 9.
1941—1942 гг. Серия рисунков-реконструкций памятников архитектуры и отдельных фрагментов города Пскова, объединенная в одну тему «По Пскову XVII века» (карандаш цветной и черный). ЛОИА. ф. 78.
1943 г. Азбука в рисунках, посвященная древней архитектуре Пскова (цветной карандаш, тушь, акварель), 43 листа. ЛОИА, ф. 78.
1944 г. Эскизы к росписи обоев и к росписи сундука для хранения чертежей и рисунков. Эскизы керамических расписных изделий (акварель). НАС, on. 1, д. 9.
1954—1955 г. Рисунки-реконструкции изразцов XVII в. Эскиз декоративном завесы (фрагмент). Фрагменты росписей к деревянным люстрам (паникадилам), выполненные карандашом с подцветкой. Эскизы художественных заставок (цветной карандаш). НАС, on. 1, р. 2, д. 9.
1956—1957 гг. Автолитографированная серия рисунков-реконструкций «По Пскову XVII зека». Отдельные наборы из серии находятся в Музее-заповеднике Пскова, в ГНИМА в Москве, в научно-исследовательском музее Академии художеств в Ленинграде, в ЛОИА и в НАС.
1958—1960 гг. Эскизы росписей к брошам (карандаш и перо). Эскизы «хороса» — подвесного светильника (карандаш). Эскизы пряничных досок (карандаш, перо). НАС, on. 1. р. 2, д. 9.
1961—1963 гг. Эскизы к панно-коллаж «Дары природы родного края» (фрагмент, цветной карандаш). НАС, on. 1, р. 1, д. 9.
Приложение 2.
КАТАЛОГ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, СОЗДАННЫХ Ю. П. СПЕГАЛЬСКИМ
1954—1955 гг. 1. Печь изразцовая, цветная XVII в. — реконструкция, выполненная в натуральную величину. 2. Формы для пряников: а) большой круглый пряник. В центре — изображение барса. По кругу надпись, исполненная древнеславянской вязью: «Сия ковришка не велика да горазд дорога, строилась она многими трудами, творилась она руками и месилась кулаками, каталася она вальками. Жалуется за большие заслуги, удостаиваются ее великие други»; б) фигурные пряники: «Псковитянка с ведрами», «Пскович в праздничном кафтане», «На лошадке в санях по реке Великой», «Рыба с моря-океана», «Ах, как вкусен кисель», «Дед-лесовик». 3. «Коробьи» — картонки для шляп. Материал — папье-маше. Роспись выполнена темперой с лаковым покрытием. Надписи сделаны древнеславянской вязью: а) картонка большая. Надпись по верху: «Сия коробья устроена для Оленькиных шляп, а те шляпы ей для утешения. А не зеленые лужки, ни ручеечки, ни тенистыи рощи и зеленые сады с вишеньем, да с наливными яблочки, ни глубокие реки да синие, озера, ни холмы, да ракитывые кустики, ни пляски, да хороводы, ни игры вольные, веселые, а токмо шляпки да тряпки — то все и утешенье бедным жонкам нашим»; б) картонка малая. Надпись: «Сия коробья шляпная построена в подарок государыне моей голубушке Оленьке, для шляп ее прехитрых. Носи, Оленька, шляпы, да не забывай, что не шляпки украшают жонку, а добрая улыбка».
1956 г. 1. «Паникадило» - люстра деревянная, фигурная расписная с петухами. Роспись; на красном фоне золотистой охрой (темпера с лаковым покрытием).
1957 г. 1. «Паникадило» — люстра деревянная фигурная расписная. Роспись посвящена былинным героям и их женам. На белом фоне алыми и бледно-сиреневыми тонами (темпера с лаковым покрытием). Надпись по «яблоку»: «Сие паникадило состроено в лето 7463 (т. е. в 1957 г.). А будь и зело красрн светильник, дает свет токмо, очесам телесным, но не может светом духовным душу озарити и согрети. Светильник-же, свет душевный дому дающий, есть добрая государыня, приветливая, ласковая. Паникадило телесное освещает едину храмину, а душевный светильник освещает дом весь и согревает во нощи и во дни живущих в нем и приходящих, аки солнце красно». Надпись на веретене: «Жены мужем — свет и тепло и радость душевная». 2. Шкаф расписной (темпера, лак). Тема росписи: красота человека. Надписи выполнены древнеславянской, вязью: «Сия скрыня расписывана в лето 7463 (т. е. в 1957 г.). Лепота есть красные порты носити, но коли человек сам красен, а не лепа человека и златые порты не скрасят. А како быти лепу образом и нравом — то зри на сей скрыне в клеймах». Надпись под изображением на дверце наверху: «Красно человеку быти гостеприимну». На дверце внизу: «Мужу лепо быти храбру». На нижнем ящике: «Женом лепо имети: кротость голубиную», «повадку лебединую», «голосок соловьиный». На боковых сторонах — справа: «Велия краса здоровье и сила, телесом и власом нескудость». «Веселость». «Сердце доброе». Слева: «Любовь к трудам — краса всем». «К чадам любовь». «Чистота красоту вознесет на высоту».
1958 г. Завеса «опочивалеиная». Роспись на холсте (масло), размер 3x1,90 м, состоит из двух половин. Надпись поверху — на левой стороне: «Сия завеса опочиваленная устроена, чтобы спать». На правой стороне: «Удобно было, чтобы сны за нею снились желанные». Внизу на левой стороне: «Государыне моей Ольге Константиновне грезилось бы солнышко ясное, золотые поля и дубравы тенистые Сиверские, птахи лесные, лазоревы небеса, снились бы кони борзые, да псы, да иные звери домашние». На правой стороне: «А мне бы снилося приволье былое, земля родная Псковская, Пскова-река, по камешкам журчащая, старинный дом, тихий наш старый сад, снились бы старые друзья, каменщики псковские да каменная работа».
1958 г. Декоративное панно (холст, масло), размер 4,70X3,24 м. Тема росписи — «Земля родная Псковская». Роспись выполнена на теплом коричневом фоне. В соцветье красок входяг алые, сиреневые и ультрамариновые тона, мягко гармонируя с золотистой охрой. Центральная картина обрамлена богатой орнаментальной каймой. Надпись исполнена древнеславянской вязью и вкомпонована в орнамент каймы: «Устроена сия завеса в лето 7464 (т. е. 1958) для окон повалушинных от пыли пылючие, от вони вонючие, от дыму черного, от света нощного, от взору недоброго. А расписана сия завеса не по боярским наставлениям, а что душе любо, то и писано: солнце, и звезды, и облака, Псков-град, и земля Псковская, и звери, и птицы, и мужики, и бабы простые псковские. А завесу завешивай не завешивай, но того не забывай никогда, что от зла ею не завесишься, коли в сердце зло. А чтобы добрый живот в доме был, огради свою душу от всякой недоброты и сердце отврати от злобы, и не войдет в дом твой зло из заоконья».
1959 г. Завеса декоративная расписная (холст, масло), размер 1,85X1,27 м. Роспись выполнена на изумрудно-зеленом фоне алыми, голубыми, сиреневыми тонами и посвящена псковским каменщикам и воинам. Надпись по низу, верхняя строка: «Помянем Псковскую землю и град Псков, иже бе велик зело, преизобилен и преславен». Нижняя строка: «Помянем мужей пскович, мастеров делателей церковных и палатных и хоромных и городовых и воинов псковских, их же слава велика во всех странах есть и не предет никогда».
1959 г. «Паникадило» — люстра деревянная фигурная расписная (темпера с лаковым покрытием). Роспись выполнена на белом фоне сиреневыми, розовыми, золотисто-желтыми и лазоревыми тонами и посвящена праздникам великим годовым. Надпись по «яблоку»: «Сие паникадило состроено в лето 7465 (т. е. 1959 г.) в малую столовую палату, а на нем роспись праздникам великим годовым. Государыне моей пусть будет не токмо праздничной, но и всяк день счастливой».
1960 г. Три подзора. Роспись на алом, желтом и изумрудном фоне. (Масло.)
1963 г. «Хорос» — металлический подвесной светильник. Рисунок на металле выполнен техникой выколотки с гравировкой. Надпись наверху: «Лета ЗУОА (1963 г.) месяца декембрия ei (15)».
1964 г. 1. Столешница расписная (темпера с лаковым покрытием). Роспись посвящена древнерусским обычаям приема гостей. Надпись в центральном круге: «Сия столешница строена по указу государыни моей Ольги Константиновны в лето ЗХОВ (1964 г.)». По кольцу вокруг круга: «А писан устав, сиречь наказание, на вразумление всем... людям посадским, дом свой имеющим, как надлежит гостей примати. Аще же кто наказание сие забудет и не учнет по нему творити, то тому отступнику доброго живота не будет на сем свете и в будущем веце». Над первой картинкой (с каретой): «А коли добрые люди приходят, государь в воротах их встречает с домочадцы, под белые руки берут, по крыльцу провожают, просят заходить во столовую палату». В обрамлении картинки: «А первое ко гостем приветливое слово государь молвит у широких у ворот да на крыльце на нижнем рундуке, а на верхнем рундуке молитву все творят перед иконою, а в сенях во просторных все чады и домочадцы навстречу гостем выходят, а государь слово молвит ласковое». Над второй картинкой (со столом): «Во палате во столовой гостей сажают за широкие столы, угощают всякими ествы и пития, какие в доме водятся, в сосудах лучших, и просят гостей ясти и пити». В обрамлении картинки: «Здесь выходит ко гостем из покоев верхних государыня в лучшем платье и дочки и племянницы в лучших уборах, а у каждой блюдо самое богатое, а на блюде чарка, и подходят ко гостем и угощают; а гость чару выпьет и поцелует хозяйку, а хозяйка подарит гостю что пригоже: ширинку ли шитую али поясок, али еще что». Над третьей картинкой: «А которые гости от ествы притомятся, тех просят на гульбище али в сад, кому где любо». В обрамлении картинки: «А провели гости время на гульбище али в саду, и тогда просят их во столовую палату, а тамо прежнии питии и ествы убрати и уставити новыми питии и ествы, и скатерти браные и суды заново все переменити». Над четвертой картинкой: «А как станет гостем невмоготу ясти и пити, просят их во большую веселую палату разными потехи потешиться». В обрамлении картинки: «Гостем во веселой большой палате — пляски плясати, и плясунов зрети, и скоморохов зрети, и песни петь, и слушати, и варганников слушати, и гусельников, и бахарей слушати, и загадки, разгадывать, и во всякие игры играти — и в куму, и в мышку, и в слепого козла, и в сижу-посижу». Над пятой картинкой: «А похощут гости позабавиться ристанием — велети запрягати коней борзые, .катати гораздо, а потом просити во столовую палату, а уставить столы вновь». В обрамлении картинки: «А прежние пития и ествы убрати и поставити вина заморские, и меды, и заедки, и пироги, и короваи, и кисели, и ухи, и рыбу всякую, и пряники. А кто ясти и пити устанет, тех увеселяти, кому что любо. А кто когда похощет в баню, и тем истопляти баню, и расстелити на полке мяты, и поставити квасу, и положити веники, и звати гостей». Над шестой картинкой: «А придет время опочивати и давати гостем место вольготно и стелити мягко, а укрывати тепло». В обрамлении картинки: «А место гостем опочивати и в верхних горницах, и в сенницах, и на вышках, кто где захочет, и ставити к постели суды и с квасом и с соком. А который гость совсем упьется, того служкам велети относити в место пригоже и опочивати класти». 2. Декоративное панно-коллаж (аппликации на клею), названное художникам: «Дары природы родного края». Общий фон панно — терракотовый. Обрамляющая картину широкая кайма решена в серо-чёрном тональности. Аппликация выполнена из светло-коричневого и темно-коричневого шелка. Размер панно 3,11X1,06 м. Фрагменты: изображения совы, кота, собаки, павлина, пегаса.
1965—1967 гг. 1. Росписи на шкатулках (темпера с лаковым покрытием): а) шкатулка-пудреница. На черном фоне роспись алыми и голубыми красками. Надпись по кругу древнеславянской вязью: «Оленька, милая, помни всегда, что я предан тебе». «Сия пудреница расписана для Оленьки ко дню пятнадцатилетия нашей свадьбы»: б) шкатулка. Роспись коричневого и травянисто-зеленого тона на золотисто-желтом фоне. Надпись: «Верная любовь никогда не стареет»; в) шкатулка. На желтом охристом фоне роспись — изображение птицы в алом оперении; г) шкатулка. На белом фоне роспись в разбеленных лиловых и розовато-сиреневых тонах с изображением крылатой кентаврихи с короной на голове (роспись не закончена); д) шкатулка. На сильно разбеленном охристом фоне роспись темно-зелеными, красновато-коричневыми и разбеленными изумрудными и травянисто-зелеными тонами с изображением мужчины и женщины в обрамлении растительного орнамента. Надпись сделана древнеславянской вязью: «Не дано нам было самим взращивати древо нашей жизни, но взлелеяли мы один росток его, росток взаимной любви и верности». 2. Броши, созданные в ранние годы. Их росписи исполнены на металле и пластмассе с лаковым покрытием. Изображения разнообразные: 1) «Ярило-солнце», 2) «Пегас» 3) «Кот», 4) «Птица-Сирин», 5) «Кутик», 6) «Кентавриха», 7) «Петух», 8) «Всадник», 9) «Псков», 10) «Барс», 11) «Гребцы», , 12) «Пегас» (на металле), 13) «Кентавриха» (на металле), 14) «Сказочный зверь».
1967 г. 1. «Паникадило»—люстра деревянная фигурная расписная (летящие птицы), названная художником «Псковские кувекушки». 2. Декоративное панно (холст, масло), 4,90X3,24 м. Тема росписи — «Древний Псков». Общий фон — охра зеленоватая. Надпись: «Сия завеса сотворена в лето 7473 (т. е. 1967 г.), чтобы дать очам возрети хоть на не велик час на то, что сердцу любо... хоть единый раз, открыв окно, узрети за ним стародавний Псков, и мужей пскович, и жен-псковитянок, и избы, и палаты славного города...» 3. Резьба по дереву: а) сюжетное изображение на спинке стула и б) на календарной доске, в) полка деревянная с резными фигурными кронштейнами. 4. Декоративные металлические накладки, выполненные техникой выколотки с гравировкой.
П р и м е ч а н и е. Все предметы декоративно-прикладного искусства хранятся в квартире Ю. П. Спегальского: Псков, Октябрьский пр., 14, кв. 74, — за исключением следующих его произведений:
1. Декоративное панно «Древний Псков». 2. «Паникадило» — «Псковские кувекушки» — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева: Москва, пр.. Калинина, 5.
1. Декоративное панно-коллаж «Дары природы родного края». 2. Декоративное панно «Земля родная Псковская». 3. Декоративная завеса «Псковские каменщики и воины». 4. Броши , (в количестве 8) — Государственный Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник: Псков, ул. Некрасова, 7.
Приложение 3.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ Ю. П. СПЕГАЛЬСКОГО
1. О значении памятников древнепсковской архитектуры. — В сб. Псковского общества краеведения, № 3, 1927.
2. Псков. Историко-художественный очерк. (Художественное оформление книги самого автора.) Искусство. Л.—М., 1946.
3. Памятники зодчества в Пскове. — В сб.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР, под ред. - И.Э. Грабаря. Изд-во АН СССР, 1948.
4. Происхождение пониженных подпружных арок церкви Козьмы и Дамиана с Примостья. — Памятники культуры. Исследование и реставрация, вып. 2. Изд-во АН СССР, 1960.
5. Псковские керамические киоты. — Краткие сообщения Института археологии (КСИА), вып. 81. Изд-во АН СССР, 1960.
6. Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове. — Памятники культуры. Исследование и реставрация, вып. 3. Изд-во АН СССР 1961.
7. Здание кожевенного завода XVII века в Пскове. — КСИА, вып. 87. Изд-во АН СССР, 1962.
8. Церковь Богоявления с Запсковья. - Культура и искусство древней архитектуры Руси. Изд-во АН СССР, 1962.
9. Псковские каменные жилые здания XVII века. — МИА, № 119, М.—Л. Изд-во АН СССР, 1963.
10. Псков — художественные памятники. Искусство, Л.—М., 1963.
11. Псковские часовни-усыпальницы. — КСИА, вып. 99. Изд-во
12. Вариант псковского храма XVI века (Церковь Ильи-пророка бывшем погосте Торошино). — Древнерусское искусство.
13. О некоторых приемах устройства отопительных печей XVII века Пскове. — КСИА, вып. 113. Изд-во АН СССР, М., 1968.
14. Гражданская архитектура древнего Пскова. — История СССР, № 1, 1969.
15. Церковь Василия на Горке в Пскове. — Советская археология, № 2: Изд-во АН СССР, М., 1970.
16. К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества Древней Руси. - Архитектурное наследство, № 19, Стройиздат. М., 1972.
17. Псков - художественные памятники (второе издание). Лениздат. 1972.
18. Жилище Северо-Западной Руси IX—XIII вв. Изд-во АН СССР, Л:. 1972.
19. «Дом Печенко». Лениздат (Псковское отделение), 1973.
20. Железные кровли в архитектуре древнего Пскова. — КСИА, № 135. Изд-во АН СССР, 1973.
21. Сокровища древней архитектуры. — В сб.: Достопримечательности Псковской области. Лениздат, 1973.
22. Альбом рисунков Ю. П. Спегальского «По Пскову XVII века». Лениздат, 1974.
23. Каменное зодчество Пскова. Стройиздат, Л., 1976.
24. Сокровища древней архитектуры. — В сб.: Достопримечательности Псковской области (второе издание). Лениздат, 1977.
25. Псков. Архитектурно-художественные памятники XII - XVII веков (третье издание). Искусство, Л., 1978.
26. Сокровища древней архитектуры. - В сб.: Достопримечательности Псковской области (третье издание). Лениздат, 1981.
27. Система охранных зон, разработанная и проектах Ю. П. Спегальского в 1945 году, вошла и общий проект восстановления Пскова и была утверждена и схеме Генплана СМК СССР после Великой Отечественной войны.
Приложение 4.
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ Ю. П. СПЕГАЛЬСКОГО
1. Проект детальной планировки архитектурных заповедников в городе Пскове (1945—1947 гг.), уточняющий намеченные в схеме генплана воссоздаваемые древние улицы и площади, решающий их планировку, так же как и планировку особых микрорайонов города и охранных зон у памятников, и связывающий все эти территории в единую систему. Этим проектом с фундаментально разработанными к нему теоретическими положениями впервые была создана научная основа в подходе к реконструкции исторической градостроительной системы и определен правильный путь подлинно живой связи новой планировки и застройки с архитектурио-планировочными и строительными приемами древних зодчих (ГАПО, ф. 1767. оп. 2, д. 21; ЛОИА АН СССР, ф. 78).
2. Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова (1968—1969) с графическими схемами архитектурных комплексов — документ, утверждающий основные положения первого проекта (1945—1947 гг.), развивающий и совершенствующий их и дающий правильную ориентацию на планомерную и целеустремленную практическую деятельность комплексной реставрации памятников. Распределение памятников по комплексам стало основой для последовательного восстановления и органического включения их в современный город. (ЛОИА АН СССР, ф. 78; архив ПСНРПМ 1,0—195 (1—3—34), Псковская областная библиотека, библиографический отдел).
3. Ряд проектов реставрации памятников церковного и гражданского зодчества, например цц. Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, колокольни ц. Михаила-архангела и корпусов к ней, «дома Яковлева», «дома ксендза», «дома Печенко» и др., с широко представленными к проектам и капитально разработанными комплектами реставрационных чертежей, с научно обоснованными теоретическими положениями, основательно подготовленными отчетами по исследованию и производству реставрационных работ по, каждому объекту, сохраняющими свое актуальное значение для дальнейших реставрационных работ в Пскове (ГАПО, ф. 1767, on. 1, д. 23, 35, 41, 227, 277; оп. 2, д. 63, 64, 65, 66, 67, 70, 71, 98, 99, 102, 184. 185, 189, 194).
4. Проекты реставрации и реконструкции, обмеры и зарисовки малых форм псковской архитектуры: псковские часовни-усыпальницы, каменные ворота, железные двери и ставни окон и многое другое (ЛОИА АН СССР, ф. 78; НАС).
5. Проекты восстановления и обмеры высотных частей, завершающих церковные сооружения Пскова: крестов, куполов, крыш (ГАПО, ф. 1767, оп. 2, д. 63, 70, 90; архив ПСНРПМ).
6. Зодчество псковских камешциков — создателей шатровой архитектуры в камне (1936—1938 гг.) (ЛОИЛ ЛИ СССР, ф. 78).
7. К вопросу о названии улиц в древнем Пскове (1945 г.) (ГАПО, ф. 903, оп. 1, д. 60).
8. О некоторых местных строительных материалах Псковщины (1940 г.) (ЛОИА АП СССР, ф. 78).
9. И ст о р и к о - а р х и т е к т у р н ы й очерк «Старая Русса» (1945 — 1947 гг.) (ЛОИА, АН СССР, ф. 78).
10. Статьи по вопросам истории, теории и критики архитектуры Ленинграда (1962—19Б6 гг.) (ЛОИА АП СССР, ф. 78).
11. Декор русских изразцовых печей XVII века (по находкам в Пскове) (1956—1967 гг.) (ГНИМА),
12. Проекты новых оригинальных образцов в каменной орнаментации современных зданий Пскова, созданных на основе анализа приемов построения древней псковской орнаментики (1967 г.) (ЛОИА АН СССР, ф. 78).
13. Проекты современных жилых зданий для Псковской области (1967 г.) (ЛОИА АН СССР, ф. 78).
14. Расписная декорация Новогрудской повалуши (1966 г.). (ЛОИА АН СССР, ф. 78).
15. Доклады и сообщения, посвященные вопросам охранно-реставрационного дела в городе Пскове. Тексты общественных выступлений на остронасущиую тему «Как надо восстанавливать Псков» (1945—1946 гг.) при обсуждении проекта ленинградцев перепланировки древнего Пскова. Экспертные заключения, отзывы, рецензии, пояснительные записки, отчеты и предложения в целях улучшения дела охраны памятников в Пскове и многое другое (ЛОИА АН СССР, ф. 78; НАС).
_______________
(*) - Приложения составлены О.К.Аршакуни назад
О палатах каменных с деревянным верхом | Содержание |